Журнал "Заработная плата"
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Форум


Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»новинка

Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»

 












Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N9 / 2013

Рекомендации по формированию и представлению отчетности в государственные внебюджетные фонды

С.В. Галкин

В соответствии с положениями действующего законодательства организации должны представлять в государственные внебюджетные фонды отчетность в рамках обязательного социального страхования. Одновременно в Пенсионный фонд необходимо представлять также сведения о каждом работающем лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В составе отчетности по страховым взносам организации должны представлять:
1) в Фонд социального страхования Российской Федерации – Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма № 4-фсс, далее по тексту статьи – форма-4 ФСС). С отчетности за 6 месяцев 2013 г. применяется форма, утвержденная приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 107н. До этого форма отчетности была утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12 марта 2012 г. № 216н;
2) Пенсионный фонд – Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР, далее по тексту статьи – форма РСВ-1). С отчетности за I квартал 2013 г. форма указанного отчета утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 28 декабря 2012 г. № 639н.

Указанные формы должны представляться в территориальные органы государственных  внебюджетных фондов ежеквартально. При этом форма № 4-фсс представляется до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а форма РСВ-1 ПФР – до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Одновременно с отчетом РСВ-1 ПФР организации должны отчитываться по каждому сотруднику о начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование, а также о страховом стаже. При этом если показатели РСВ формируются нарастающим итогом с начала календарного года, то персонифицированная отчетность сдается отдельно за каждый квартал.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.

Формы персонифицированной отчетности определены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 192п. Этим же документом утверждена Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (далее по тексту статьи – Инструкция № 192п).

Начиная с отчетности за I квартал 2013 г. состав персонифицированных сведений был уточнен. Соответствующие изменения были приняты постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 28 января 2013 г. № 17п.

Необходимо учитывать при формировании показателей персонифицированной отчетности и положения Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н (далее по тексту статьи – Инструкция № 987н).

Формы и состав персонифицированной отчетности
Начиная с отчетности за I квартал 2013 г. организации в составе персонифицированных сведений должны представлять следующие формы:
– СЗВ-6-4 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица»;
– АДВ-6-5 «Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица»;
– АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР».

По каждому из сотрудников формируются сведения по форме СЗВ-6-4. Форма АДВ-6-5 оформляется по каждой из группе представляемых сведений СЗВ-6-4.

За отчетные периоды до нынешнего, 2013 г. персонифицированная отчетность представлялась в следующем составе:
1) СЗВ-6-2 «Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц».

Сведения представлялись на тех лиц, на которых за отчетный период не заполнялась форма СЗВ-6-1;
2) СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица». Сведения заполнялись отдельно на каждого работника, который в отчетном периоде:
– находился в отпуске без сохранения заработной платы или на больничном;
– работал в особых (также и в особых территориальных) условиях труда (присутствует необходимость заполнить реквизиты «Территориальные условия труда (код)» или «Особые условия труда (код)»;
– имел право на назначение досрочной пенсии (присутствует необходимость заполнить реквизиты «Выслуга лет и условия для досрочного назначения трудовой пенсии»);
– имел периоды, отражаемые при формировании сведений с кодами «ДЛДЕТИ», «ЧАЭС» и «НЕОПЛ»;
3) форма АДВ-6-3 «Опись документов о начисленных и уплаченных страховых вносах и  страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР», которая представляла собой опись на пачку документов по форме СЗВ-6-1;
4) форма АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР», которая ранее сопровождала пачки документов СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-3.

В дополнение к этому в состав годовой персонифицированной отчетности согласно ранее принятым правилам включались:
– форма СЗВ-6-3 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых  плательщиками страховых взносов – страхователями в пользу физического лица», которая заполнялась на каждое физическое лицо и представлялась ежегодно;
– форма АДВ-6-4 «Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов – страхователями в пользу физического лица», которая оформлялась на каждую пачку сведений СЗВ-6-3.

Как видим, с нынешнего года число форм персотчетности значительно сокращено. Она просто-напросто стала более универсальной, и фактически новая форма СЗВ-6-4 объединяет в себе показатели целого ряд форм (СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-3), которые представлялись ранее.

Необходимо учитывать, что при корректировке ранее представленных сведений, которые приходятся на периоды до 2013 г., именно прежний состав отчетности должна будет представлять организация. В связи с этим забывать про прежний состав персотчетности не следует.

При представлении корректирующей отчетности за периоды, предшествующие 2013 г.:
1) необходимо одновременно с текущей отчетностью представить пачки корректирующих сведений по формам СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 в сопровождении описи АДВ-6-3;
2) комплект документов должен содержать исходные сведений СЗВ-6-4 (с описью АДВ-6-5) за текущий период по организации в целом и пачки корректирующих сведений, в которых выявлены ошибки, по формам СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2 (с описью АДВ-6-3). Плюс к этому представляется единая форма АДВ-6-2 за текущий отчетный период за организацию в целом;
3) в корректирующих сведениях указывается уточненная сумма взносов, т. е. увеличенная или уменьшенная по сравнению с ранее отраженной (ошибочной), а не разница («+», «–»);
4) в случае корректировки сведений по форме СЗВ-6-3 за 2011–2012 гг. организация должна дополнительно представить комплект документов, включающий пачки корректирующих форм СЗВ-6-3 за соответствующий год в сопровождении описи АДВ-6-4.

Согласно установленным правилам подлежит включению в состав представляемой персонифицированной отчетности также и форма СПВ-1 «Сведения о начисленных, уплаченных  страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии», которая введена с июля 2010 г. Форма заполняется на работников, у которых возникло право на получение трудовой пенсии.

СПВ-1 подается в Пенсионный фонд после получения от работника соответствующего заявления о представлении на него индивидуальных сведений в ПФР.

В отчете отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на предполагаемую дату установления пенсии работнику. Отчет представляется в орган  ПФР в течение 10 дней с момента получения заявления от работника.

При всем этом зачастую на практике отделения ПФР не требуют от организаций указанного отчета, в связи с чем мало кто указанный отчет представляет.

Иногда отделения ПФР требуют дополнительного к отчетности представления пояснительной записки, что не предусмотрено действующим законодательством.

Однако в каждом конкретном случае необходимо учитывать, что представление соответствующих пояснений может снять дополнительные требования сотрудников фонда.

Формат представляемой персонифицированной отчетности
Персонифицированная отчетность представляется в письменной или электронной форме. В последнем случае – на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (включая единый портал государственных и муниципальных услуг).

В том случае, если сведения за соответствующий квартал представляются на 50 работающих лиц и более (включая заключивших договоры гражданско-правового характера), отчетность должна представляться по установленным формам в электронной форме.

Организации с численностью менее 50 человек вправе представлять сведения в электронном виде по собственному решению. При этом территориальные отделения ПФР зачастую предъявляют требование о том, что если какая-либо организация с численностью работающих до 50 человек уже начала сдавать отчетность в электронной форме, то и продолжать в дальнейшем она должна именно в таком виде.

Данные требования не основаны на положениях действующего законодательства.

Внимание. С 2014 г. планируется обязать представлять отчетность в фонды в электронном виде организации и иных страхователей с численностью работающих до 25 человек.

Информационным письмом Пенсионного фонда были доведены отдельные рекомендации по порядку представления отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, а также по минимизации расхождений между данными отчетности по персонифицированному учету и отчетности по страховым взносам.

Определено, что представление файлов отчетности в электронной форме по страховым взносам и персонифицированному учету с 1 апреля 2011 г. (включая отчетность за I квартал 2011 г.) в обязательном порядке осуществляется одновременно и одним отправлением (транспортным пакетом) по телекоммуникационным каналам связи.

При этом электронной цифровой подписью (ЭЦП) подписывается каждый отчет.

Отчетность в электронном виде обязательно должна заверяться ЭЦП. Она может сдаваться в электронном виде с ЭЦП на машинном носителе информации либо по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Непосредственно отчетность представляется через специализированную организацию (поставщика телекоммуникационных услуг – в данном случае уполномоченного представителя), а может представляться самостоятельно.

При формировании персонифицированных данных в электронной форме необходимо также учитывать нормы распоряжения Правления Пенсионного фонда от 11 октября 2007 г. № 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании».

Для удобства плательщиков взносов на сайте Пенсионного фонда имеются бесплатные программы, при помощи которых можно как сформировать отчетные данные, так и обеспечить проверку их правильности.

С этой целью разработана новая версия программы CheckXML-UFA.

С 1 апреля 2011 г. указанной программой можно воспользоваться в части проверки  сформированных файлов с отчетностью по страховым взносам по формам РСВ-1, РСВ-2 и РВ-3 и файлов со сведениями о застрахованных лицах для системы персонифицированного учета (формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-3, АДВ-6-2) за отчетные периоды 2010 г. и последующие отчетные периоды, представляемых работодателями в электронном виде и на машинных носителях (дискетах и т.п.) в ПФР.

Чтобы сдать отчетность лично, страхователю либо его уполномоченному представителю нужно представить ее на машинном носителе информации с ЭЦП в Управление Пенсионного фонда по месту регистрации. При представлении отчетности в электронном виде с ЭЦП обязанность представления отчетности в территориальный орган ПФР на бумажном носителе не предусмотрена.

Для сдачи отчетности в электронном виде по ТКС плательщику страховых взносов необходимо заключить «Соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи» в управлении ПФР по месту регистрации в соответствии с утвержденной формой.

Помимо представления отчетности, абонент имеет право направить запрос для получения информации о текущем состоянии расчета с бюджетом (в части расчетов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию). Его основные действия при направлении запроса и получении справки приведены в Порядке представления информации плательщикам страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

При представлении сведений на бумажных носителях их следует сгруппировать в комплекты (пачки) не более чем по 200 документов. Для пачек сведений СЗВ-6-2 число застрахованных лиц не должно превышать 200.

Опись подписывается исполнителем, заверяется подписью руководителя (доверенного лица) и печатью организации.

Все сведения должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации, на что указано в п. 38 Инструкции № 987н и в п. 9 Инструкции № 192п. Право подписи руководитель вправе передать другому лицу, что должно быть оформлено соответствующей доверенностью или приказом (иным распорядительным документом).

Порядок передачи отчетности. Общие рекомендации по обеспечению сопоставимости форм отчетности в Пенсионный фонд и своевременности их представления
Как отмечалось выше, представление файлов отчетности в электронной форме по страховым взносам и персонифицированному учету в обязательном порядке осуществляется одновременно и одним отправлением (транспортным пакетом) по телекоммуникационным каналам связи. При этом электронной цифровой подписью (ЭЦП) подписывается каждый отчет.

При представлении отчетности организации рекомендуется соблюдать следующий порядок подготовки отчетных форм:
1) формирование файлов отчетности для отправки в территориальный орган ПФР (необходимо производить по установленному формату);
2) проверка правильности подготовки отчетности проверочными программами Пенсионного фонда. В случае выявления такими проверочными программами ошибок необходимо их исправить;
3) проверка файлов антивирусной программой;
4) каждый файл отчета необходимо подписывать ЭЦП должностного лица, имеющего право подписи отчетных документов, или его уполномоченного представителя и в зашифрованном виде отправлять в территориальный орган ПФР.

Файлы отчетов с расчетами по страховым взносам (РСВ) и индивидуальными сведениями должны направляться не позднее законодательно оговоренных сроков одним отправлением по телекоммуникационным каналам связи. При этом файл с пачкой РСВ и файлы с пачками ИС в отдельности заверяются электронной цифровой подписью, архивируются, шифруются и представляются в территориальный орган ПФР в одной транспортной посылке.

Формирование транспортного пакета осуществляется в соответствии с Регламентом обмена  документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР, утвержденным распоряжением Правления ПФР от 11 октября 2007 г. № 190р.

В течение 2 рабочих дней с момента отправки отчетности организация должна получить от территориального органа ПФР (самостоятельно или через поставщика телекоммуникационных услуг) извещение о результатах ее рассмотрения. В случае отсутствия извещения в указанный срок необходимо выяснить причину этого у организации – поставщика услуг или в территориальном органе ПФР. В случае отрицательного результата абонент получит извещение об отказе в приеме отчетности с указанием причин отказа.

Таким образом, факт представления отчетности в электронном виде подтверждается соответствующим извещением о приеме отчетности. Извещение должно содержать сведения о дате и времени доставки файла отчетности в территориальный орган ПФР и быть подписано ЭЦП уполномоченного лица территориального органа ПФР.

Отправленная отчетность считается представленной своевременно, если дата ее доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

После направления отчетности в территориальный орган ПФР и вплоть до получения  положительного протокола проверки отчетности организации рекомендуется ежедневно осуществлять просмотр входящей корреспонденции и своевременно производить корректировку отчетности в случае необходимости.

По итогам проверки отчетности проверочными программами ПФР в течение 6 рабочих дней с момента получения документа территориальным органом фонда организация должна получить в зашифрованном виде протокол контроля отчетности, подписанный электронной цифровой подписью территориального органа ПФР. В качестве подтверждения факта получения протокола необходимо отправить в территориальный орган ПФР протокол контроля, подписанный ЭЦП организации.

В случае если протокол проверки отчетности содержит ошибки, необходимо их устранить и повторно представить отчетность в территориальный орган ПФР.

Необходимо учитывать, что зачастую судебные органы не согласны с тем, что выявленное сотрудниками Пенсионного фонда несоответствие данных указанных форм является достаточным основанием для признания факта представления организацией недостоверных сведений.

Сотрудники Пенсионного фонда должны сосредоточиться на исследовании вопроса о том, являются ли представленные сведения недостоверными, какой из анализируемых документов их содержит, что послужило причиной представления недостоверных сведений, а также вопросы о наличии вины организации в представлении недостоверных сведений, если они имели место. Данные выводы следуют, в частности, из постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2010 г. № А33-5680/2010.

В свою очередь, акт и решение о привлечении к ответственности должны содержать указания на то, какие сведения и по каким конкретно лицам неполно представлены, в чем заключается недостоверность представленных сведений и т. д.

Отдельные аспекты приема персонифицированных форм территориальными отделениями Пенсионного фонда
В соответствии с п. 39 Инструкции № 987н сведения, содержащиеся в представленных  страхователем документах, подготовленных с нарушением Инструкции и требований к формам документов и правил их заполнения, в лицевые счета не вносятся. Эти документы или их копии возвращаются страхователю с указанием обнаруженных нарушений в срок не позднее 7 дней со дня обнаружения нарушений.

В течение 2 недель после уведомления об ошибках организация должна представить в ПФР уточненные сведения. В случае соблюдения указанного периода речь о привлечении организации к ответственности вестись не может.

Как отмечалось выше, факт доставки (представления) документов подтверждается  соответствующей квитанцией, а факт приема документов территориальным отделениям ПФР – соответствующим протоколом контроля, подтверждающим правильность формы представления документа (формата) и подлинность электронноцифровой подписи (ЭЦП) на документе.

По мнению Пенсионного фонда, только «положительный» протокол подтверждает прием  отчетности. В частности, сотрудники фонда отмечают, что согласно технологии обмена документами только наличие «положительного» протокола контроля сведений, т. е. протокола, не содержащего сведений об ошибках в переданной плательщиком информации, может свидетельствовать об исполнении обществом обязанности, закрепленной п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В свою очередь, суды указывают на то, что представление расчета с ошибками не образует состава вменяемого правонарушения. Как, например, следует из определения Высшего Арбитражного суда РФ от 21 июля 2011 г. № ВАС-9583/11, п. 1 ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ установлена ответственность за виновное непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, а не за представление расчета в электронном виде с техническими ошибками.

Таким образом, ответственность в виде штрафов предусмотрена именно за непредставление в установленный срок отчетов. За представление отчетов с техническими ошибками штрафов не предусмотрено. Следовательно, организация не должна привлекаться к ответственности только лишь за допущенную техническую ошибку в отчете.

Отметим, что за несвоевременное представление персонифицированной отчетности, впрочем как и за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотрена санкция в виде штрафа в размере 10% причитающихся соответственно за отчетный  период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд. На это указано в ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ. Взыскание производится ПФР в судебном порядке.

Как следует из п. 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 августа 2004 г. № 79, размер штрафа необходимо определять от суммы платежей только в отношении того лица, по которому сведения были не представлены своевременно и (или) представлены нарушением установленных правил. Данный вывод подтвержден также в письме Пенсионного фонда от 28 июня 2006 г. № КА-09-26/6784.

Организации могут не привлекаться к ответственности в следующих случаях (см. письмо ПФР от 14 декабря 2004 г. № КА-09-25/13379):
1) страхователь самостоятельно выявил ошибку в представленных сведениях и сообщил об этом в отделение ПФР;
2) ПФР обнаружил ошибку, а страхователь в течение 2 недель представил уточненные данные.

При этом следует учитывать, что нормы, освобождающей от ответственности за указанные правонарушения, Федеральным законом № 27-ФЗ не предусмотрено, поэтому для того, чтобы избежать применения штрафных санкций, необходимо в случае самостоятельного выявления ошибок представить в территориальный орган Пенсионного фонда исправленные формы документов персонифицированного учета, на что указано в п. 34 Инструкции № 987н. Срок для представления уточненных форм – 2 недели со дня обнаружения ошибок.

Если сведения в ПФР не представить своевременно, это может инициировать выездную проверку, что следует из Критериев, определенных в совместном письме ПФР и ФСС РФ от 21 декабря 2010 г. № ТМ-30-24/13848, 02-03-08/13-2872.

Нельзя привлекать организации к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированной отчетности, если в ходе проверки сотрудники ПФР выявили факт неначисления страховых взносов на соответствующие выплаты: все же а организация отчиталась о фактически начисленной сумме взносов. Если ошибки в учете не имеется (т. е. в учете были отражены одни суммы взносов, а отчиталась организация по другой сумме), то и ответственность не наступает.

В таких случаях организация должна уточнить данные персонифицированной отчетности, но к ответственности она привлекаться не может. На это, в частности, было указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 октября 2012 г. № 7828/12: организация должна отчитываться о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносах, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных. При выявлении же факта невключения какой-либо выплаты в базу и уведомлении об этом организации она должна представить уточненные сведения. Санкции при этом по Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» накладываться на организацию не могут.

Обеспечение сопоставимости отчетных данных
Для качественной сдачи отчетности должна быть обеспечена сопоставимость данных формы РСВ-1 ПФР и персонифицированной отчетности. Отдельные показатели расчета РСВ должны быть увязаны с данными форм АДВ-6-2 и свода форм СЗВ-6-4.

Величина взносов в целом за отчетный квартал отражается в форме АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР». При этом отдельно приводятся данные, касающейся страховой части трудовой пенсии и отдельно – накопительной части трудовой пенсии. Сведения отражаются еще и по кодам категорий застрахованных лиц («НР» – обычный тариф и т. д.).

Показатели сведений АДВ-6-2 в части начисленных и уплаченных взносов должны сопоставляться с данными формы РСВ-1 ПФР, а именно:
1) данные по строке «Итого по страхователю» формы АДВ-6-2 по графам «Начислено страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии» и «Начислено страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии» по соответствующим тарифам взносов должны совпадать с данными соответственно строк 250 «Начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховая часть» и 251 «Начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, накопительная часть» по графам «В том числе за последние три месяца отчетного периода» формы РСВ-1 ПФР по соответствующим тарифам;
2) общая сумма начисленных взносов по форме АДВ-6-2 должно быть равна разнице строк 114 «Итого подлежит уплате за последние три месяца» и 252 «Начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм, превышающих предельную величину базы» (в данном случае принимаются показатели строки 252 за последние 3 месяца отчетного периода) формы РСВ-1 ПФР.

С учетом того, что сумма уплачиваемых страховых взносов округляется, территориальные органы ПФР допускают разницу показателей отчетов АДВ-6-2 и РСВ-1 ПФР в определенных пределах в расчете на одно застрахованное лицо.

Аналогично должны совпадать суммарные показатели СЗВ-6-4 с показателями РСВ-1 ПФР за последние 3 месяца отчетного периода. Данные необходимо сравнивать применительно к одним и тем же тарифам взносов.

Также следует учитывать, что в формах персонифицированного учета реализован следующий алгоритм проверки сумм начисленных и уплаченных взносов по застрахованным лицам: суммы уплаченных взносов (отдельно на страховую, отдельно на накопительную части трудовой пенсии) должны быть меньше или равны сумме начисленных страховых взносов (соответственно) нарастающим итогом. За отдельные же периоды могут быть разницы. Проверка производится нарастающим итогом по каждому сотруднику начиная с 2010 г.

«Накопительные» данные персонифицированной отчетности по уплате должны совпадать с данными, отраженными по строке 140 «Уплачено с начала расчетного периода» формы № РСВ-1 ПФР (без учета суммы взносов со знаком «минус» по строке 140 и суммы взносов свыше предельной базы).

Приводимые в персонифицированной отчетности данные в части уплаченных взносов могут превышать значения начисленных взносов. На это, в частности, указано в письме Пенсионного фонда РФ от 18 мая 2011 г. № 08-26/5304.

Необходимо также учитывать, что с озвученной проблемой организации столкнутся и на стыке кварталов, когда начисления страховых взносов за последний месяц квартала необходимо отразить в отчетности за данный квартал, а уже перечисления взносов, произведенные в следующем месяце, – в отчетности за следующий квартал.

При осуществлении платежей за уволенных работников необходимо будет сдать отчеты с отражением в них перечисленных сумм взносов, но без отражения в таких сведениях данных о стаже и сумме начисленных взносов.

Не должны приводиться в составе уплаченных взносов суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов. К излишне уплаченным необходимо относить взносы, перечисленные авансом, а не с фактически начисленных в отчетном периоде выплат и вознаграждений.

Тип формы (сведений) персонифицированной отчетности
Представляемые сведения делятся на исходные, корректирующие и отменяющие.

Исходными считаются сведения, первый раз подаваемые организацией за соответствующее физическое лицо за отдельный отчетный период. При этом необходимо учитывать, что если представленная форма была возвращена работодателю из-за содержащихся в ней ошибок (неточностей), то взамен нее должна представляться также исходная форма.

Корректирующие сведения представляются с целью изменения ранее поданных сведений о работнике или ином застрахованном лице. Корректировка производится посредством указания новых показателей отчета (а не посредством указания дополнительных данных на сумму разницы с положительным или отрицательным значением), которые будут расцениваться вместо ранее представленных.

Корректирующие формы представляются в случае выявления ошибок самой организацией или по результатам проведения проверок территориальными органами ПФР. При этом форма отчета с типом «корректирующая» за прошедшие отчетные периоды должна представляться вместе с исходными сведениями персонифицированной отчетности за отчетный период, в котором организацией обнаружены ошибки.

Таким образом, при формировании корректирующих форм персонифицированной отчетности необходимо:
1) отметить в отчете тип сведений «корректирующая»;
2) указать новую правильную сумму взносов, исчисленных и уплаченных за соответствующий отчетный период;
3) заполнить таблицу «Сведения о корректирующих сведениях» формы № АДВ-6-2.

Отменяющие сведения представляются с целью полной отмены ранее поданных сведений о застрахованном лице. Указав тип сведений «отменяющие», организация указывает, за какой отчетный период отменяются сведения. В отменяющей форме должны заполняться все реквизиты до реквизита «Страховой номер» включительно.

Отменяющие формы должны представляться вместе с исходными формами за отчетный период, в котором была обнаружена ошибка.

Примером формирования отменяющих форм является случай утраты организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения в рамках определенных видов деятельности, права на уплату страховых взносов по пониженному тарифу.

В частности, для использования льготы доходы от «льготируемых» видов деятельности должны составлять не менее 70% общей суммы доходов.

Если организация утратила право на использование льготы, необходимо сдать отменяющие формы по прежним (льготным) тарифам с начала текущего календарного года и одновременно с этим за те же периоды времени сформировать и сдать корректирующие формы по новым тарифам. Отменяющие и корректирующие формы за прошлые отчетные периоды сдаются одновременно с исходными сведениями за текущий отчетный период.

В дальнейшем если организация вновь по итогам нового отчетного периода достигнет показателя в 70% и более доходов в рамках льготируемых видов деятельности, ей опять придется формировать отменяющие (по используемым в последнем отчетном периоде тарифам) и корректирующие (по новым тарифам) формы.

В отдельных случаях организации могут производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование одновременно по общеустановленным тарифам и по льготному тарифу. В частности, если аптечное учреждение производит уплату ЕНВД в рамках розничного оборота, а изготовление лекарств и услуги по обеспечению льготных категорий граждан – в рамках общего режима налогообложения, то с заработной платы фармацевтических работников страховые взносы могут уплачиваться отдельно по видам деятельности. В данном случае придется за один и тот же отчетный период формировать разные формы персонифицированной отчетности. Одновременно с этим показатели в форме РСВ-1 ПФР найдут свое отражение в разных разделах 2 данного отчета. Порядок распределения выплат между разными видами деятельности (льготируемый тариф взносов в рамках ЕНВД и обычный тариф взносов в рамках общего режима налогообложения) может быть оговорен в локальных актах организации.

Отдельные правила формирования отчетных форм персонифицированной отчетности
Все показатели форм персонифицированной отчетности, впрочем как и формы РСВ-1 ПФР, показываются в рублях и копейках. Данное правило применяется еще с отчетности 2012 г.

Согласно запланированным изменениям даже уплата взносов начиная с 2014 г. будет производиться в рублях и копейках.

Все отчеты должны формироваться раздельно исходя из применяемого тарифа страховых взносов. Каждому из тарифов соответствует свой код. Только одна форма сводная (по всем кодам тарифов взносов) – АДВ-6-2.

Как отмечалось ранее, сведения по форме СЗВ-6-4 представляются по каждому из работников и с учетом вида заключенного с ним трудового договора. Если с одним и тем же лицом в течение отчетного квартала были заключены трудовой договор и договор гражданско-правового характера, необходимо по нему формировать два разных отчета с подразделением выплат по указанным договорам. Применительно к внутреннему совместителю, если с ним не имеется действующего договора гражданско-правового характера, формируется единая форма СЗВ-6-4. Разбивать в данном случае выплаты по основному договору и договору совместительства не следует.

Сумма страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии указываются в форме СЗВ-6-4 в размере суммы, начисленной с базы для начисления страховых взносов, но не более чем с предельно облагаемой базы. Напомним, что в 2013 г. показатель предельной базы для начисления страховых взносов составляет 568 000 руб., что было определено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 1276.

Таким образом, в указанных сведениях вовсе не указываются суммы страховых взносов, начисленные и уплаченные с сумм, превышающих предельную базу.

Наконец-то такое четкое правило закреплено в соответствующих документах. До 2013 г. такая норма в нормативных актах закреплена не была, что вызывало многочисленные вопросы в части обеспечения сопоставимости данных персонифицированной отчетности и формы РСВ-1.

В отдельном порядке в соответствующих графах формы СЗВ-6-4 («В том числе на которые начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование», «Входящие в базу для начисления страховых взносов, превышающую предельную») указываются суммы выплат и иных вознаграждений, превышающие предельную базу для начисления страховых взносов. Имеются в виду выплаты, с которых были начислены и уплачены страховые взносы по ставке 10%.

Напомним, что такие взносы не уплачивают так называемые льготники (занятые в сфере производства и социального обслуживания организации, применяющие упрощенную систему налогообложения; аптечные организации на ЕНВД и т. д.), поэтому заполнять им  рассматриваемую графу не надо.

Раздел «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений застрахованного лица, занятого на соответствующих видах работ, на которые начислены страховые взносы по дополнительному тарифу» заполняется только в части тех сотрудников, с выплат в пользу которых работодатели обязаны с 2013 г. уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу (4 или 2%).

Внимание. Сами суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в форме СЗВ-6-4 не отражаются, а потому в этой части не имеется никакой увязки с формой РСВ-1 ПФР. Отражать следует именно выплаты, на которые были начислены указанные взносы.

Правила определения таких выплат уже рассматривались на страницах нашего издания(1). Плюс к этому рассмотренный нами порядок был подтвержден в письме Минтруда России от 5 июня 2013 г. № 17-3/10/3-3105.

В частности, в случае полной занятости работника в течение 1 месяца на соответствующих работах исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах
в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (включая выплаты за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например оплату учебного отпуска, премии за прошлые периоды и др.).


(1) См. статью Полетаева А.В. «Страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам. Вопросы исчисления и уплаты», опубликованную в журнале «ЗП», № 8/2013.


В случае частичной занятости работника в течение 1 месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, когда взносы необходимо уплачивать по тарифу 4%, так и на работах с уплатой взносов по тарифу 2%, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (включая выплаты за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например оплату учебного отпуска, премии за прошлые периоды и др.), пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Пример 1
В месяце 20 рабочих дней, из них работник 9 дней отработал на работах, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и 11 дней – в нормальных условиях. Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 10 000 руб. (в том числе отпускные, премия за прошлый год).

Таким образом, сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 500 руб. (10 000 руб. : 20 дн.).

Так как работник отработал в соответствующих условиях труда, дающих ему право на льготную пенсию, 9 рабочих дней, то сумма выплат, с которых необходимо начислить страховые взносы по дополнительному тарифу, составит 4500 руб. (500 руб. Ч Ч 9 дней). Cумма страховых взносов по дополнительным тарифам составит 180 руб. (500 руб. Ч 9 дней Ч 4%).

Таким образом, рассматриваемый раздел формы СЗВ-6-4 необходимо формировать по следующим категориям работников:





Таким образом, именно при отражении вышеприведенных кодов в графе «Особые условия труда» формы СЗВ-6-4 у организации возникает обязанность уплатить страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу, а по итогам соответствующего квартала отразить суммы выплат, с которых были начислены указанные взносы, в разделе «Сведениях о сумме выплат и иных вознаграждений застрахованного лица, занятого на соответствующих видах работ, на которые начислены страховые взносы по дополнительному тарифу». При этом следует учитывать, что отражаемый под соответствующим кодом период в сведениях СЗВ-6-4 приводится в календарном исчислении. В примере в необходимых случаях сумма выплат для начисления взносов определяется исходя из того, сколько отработано в соответствующих условиях рабочих (а не календарных) дней.

Отчет по форме АДВ-6-2 представляет собой опись сведений, передаваемых организацией в Пенсионный фонд. Формируется в целом по организации (страхователю) и сопровождает пачки документов и реестров сведений АДВ-6-5, СЗВ-6-4.

В отчете два раздела – в части исходных сведений и отдельно в части корректирующих (отменяющих) сведений.

Особенности представления отчетности в случае реорганизации организации
В соответствии с п. 16 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов – организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении  обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате страховых взносов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате страховых взносов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов, по решению суда вновь образованные юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате страховых взносов реорганизованного лица.

В части персонифицированной отчетности правила несколько иные.

Организация, которая подлежит реорганизации, обязана представить в ПФР сведения на застрахованных лиц в течение 1 месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но в любом случае не позднее подачи в налоговый орган документов для регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. На это указано в абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ и в абз. 2 п. 37 Инструкции № 987н.

В случае реорганизации в форме присоединения и увольнении отдельных работников присоединеного юридического лица в ПФР дополнительно подаются сведения на этих работников. Срок – не позднее дня обращения в налоговый орган с заявлением о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При ликвидации организации сведения представляются в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

Формы № РСВ-1 ПФР и № 4-фсс представляются до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Расчет формируется за период с начала расчетного периода по день представления расчета. Разница взносов по такому расчету должна быть уплачена в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета (п. 15 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ).

Передача сведений работникам
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона № 27-ФЗ организации обязаны:
– в установленный срок представлять в органы Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах;
– передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица.

Сведения должны быть переданы работникам в те же сроки, что и данные в Пенсионный фонд.

Если работник увольняется либо прекращается действие гражданско-правового договора, эти сведения должны быть выданы ему в день увольнения (прекращения действия договора). На это указано в подп. «г» п. 67 Инструкции № 987н. Подтверждением передачи является подпись увольняемого о получении.

В случае выхода работника на пенсию сведения ему предоставляются в течение 10 дней со дня подачи заявления о выходе на пенсию (п. 4 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ).

С учетом позиции 898 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558), храниться копии сведений должны не менее 5 лет. Так как целый ряд работодателей сведения представляют в электронной форме, то и копии таких сведений они также вправе хранить в электронном формате.

Особую важность вопрос о выдаче документов персотчетности на руки работникам приобрел с 2013 г. Тому послужили две причины. Во-первых, с 2013 г. отменена обязательная рассылка писем счастья. Каждый из граждан вправе представить в Пенсионный фонд лично или посредством ресурса «Государственные услуги» заявление о выдаче сведений. Если он этого не сделает, сведения направлены не будут. Во-вторых, передача сведений важна для сотрудников, которые претендуют на льготную пенсию по той причине, что заняты на соответствующих видах работах.

Начиная с 2013 г. в льготный стаж таких лиц соответствующий период включается только при условии, что за них работодатели уплатили страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам. В связи с этим работники вправе контролировать своего работодателя, чтобы избежать определенных непринятых моментов при выходе на пенсию.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».