Журнал "Заработная плата"
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Форум


Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»новинка

Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»

 












Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N3 / 2013

Труд иностранных граждан и лиц без гражданства

М. А. Мосейчук

В том случае, если любой из осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации работодатель сочтет необходимым принять на работу иностранного гражданина или лицо без гражданства, он обязан учитывать требования Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту публикации – Федеральный закон № 115-ФЗ).

В случае нарушения установленных норм и правил привлечения указанных лиц к трудовой деятельности, предусмотрены жесткие меры административной ответственности.

Условия, на которых можно использовать труд рассматриваемой категории лиц, зависят от статуса физических лиц, а также некоторых других обстоятельств. Необходимо также учитывать, что законодательно установленные требования и положения в полной мере распространяются не только на работодателей, но и на заказчиков работ (услуг). Если с иностранным гражданином или лицом без гражданства заключается договор гражданско-правового характера, предметом  которого является выполнение работ (оказание услуг), выступающая в качестве заказчика по такому договору сторона также обязана учитывать требования Федерального закона № 115-ФЗ.

Статус иностранных специалистов

К иностранным гражданам в соответствии с действующим законодательством отнесены физические лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, но располагающие документами, которые подтверждают гражданство другой страны. Если физическое лицо не является гражданином Российской Федерации и не располагает документом о гражданстве другой стороны, оно считается лицом без гражданства.

Для целей приема на работу то обстоятельство, является физическое лицо иностранным  гражданином или лицом без гражданства, значения не имеет. Учитываться должны режим пребывания на территории Российской Федерации, а также наличие визы на пребывание в Российской Федерации.

Действующее законодательство выделяет три основные категории иностранных граждан и лиц без гражданства (далее по тексту – иностранные граждане):
– постоянно проживающие на территории Российской Федерации;
– временно проживающие на территории Российской Федерации;
– временно пребывающие на территории Российской Федерации.

Данная классификация предусмотрена непосредственно Федеральным законом № 115-ФЗ. При этом статус соответствующего лица влияет не только на порядок привлечения их к трудовой деятельности, но в полной мере сказывается и на других аспектах, таких как начисление страховых взносов на выплаты в пользу данных лиц, их правах в сфере социального страхования и обеспечения и др.

Под постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, получившее вид на жительство, а под временно проживающим – лицо, получившее разрешение на временное проживание. Данное разрешение выдается в пределах утвержденной квоты на срок 3 года. Отдельным категориям граждан, перечисленным в п. 3 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, разрешение на временное проживание выдается без учета установленной квоты.

Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой  государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации утвержден приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. № 40.

В свою очередь, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту.

Данное лицо не располагает ни видом на жительство, ни разрешением на временное проживание.

С 1 июля 2010 г. дополнительно выделяется статус высококвалифицированного специалиста из числа привлеченных к трудовой деятельности иностранных граждан.

Под ним понимается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее определенного уровня.

В частности, если высококвалифицированного специалиста организация намерена пригласить как научного работника или преподавателя для занятия научноисследовательской или преподавательской деятельностью, а сама организация является имеющим государственную аккредитацию высшим учебным заведением, государственной академией наук или ее региональным отделением, национальным исследовательским центром либо государственным научным центром, то законодательно предъявляется требование о заработной плате (вознаграждении) не ниже 1 млн руб. из расчета за 1 год. Аналогичное ограничение предъявляется для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон.

Ограничение заработной платы (вознаграждения) в 700 тыс. руб. из расчета на 1 год установлено для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны.

Ограничений по отношению к сумме заработка не установлено совсем для иностранных лиц,  участвующих в реализации проекта «Сколково».

Для всех остальных лиц, привлекаемых к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, ограничение заработка (вознаграждения) определено в размере не менее 2 млн руб. из расчета на 1 год.

При этом следует учитывать, что работодатель (заказчик) самостоятельно оценивает возможность отнесения того или иного специалиста к числу высококвалифицированных. Исходить следует из вышеприведенного уровня оплаты труда, а также документов и сведений, подтверждающих квалификацию специалиста.

В соответствии с п. 4 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель (заказчик) использует:
– документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навыков;
– сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных;
– сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала;
– сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых  является иностранный гражданин;
– сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных  достижений;
– сведения об итогах проведенных работодателем (заказчиком) конкурсов;
– иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения.

Таким образом, для придания статуса «высококвалифицированный» необходимо не только ориентироваться на соответствующий уровень оплаты труда, но также и располагать данными о квалификации сотрудника.

Не могут в течение 2 лет рассчитывать на привлечение иностранцев в статусе «высококвалифицированный специалист» работодатели, подвергшиеся административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, а также имеющие на момент подачи соответствующего ходатайства неисполненные постановления о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений.

Имеются и некоторые другие ограничения. В частности, иностранные граждане не могут привлекаться как высококвалифицированные специалисты для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью.

Сроки пребывания в России не должны нарушаться

Необходимо учитывать, что в случае, когда соответствующими документами физическое лицо не располагает, оно может быть причислено к незаконно находящимся на территории Российской Федерации и подлежит принудительной высылке (депортации).

Срок временного пребывания в Российской Федерации определяется сроком выданной иностранному гражданину визы. Если же соответствующее лицо прибыло в Россию в порядке, не требующем получения визы, срок его временного пребывания на территории нашей страны не может превышать 90 суток. При этом возможно продление данного срока на период, подтверждающий работу по трудовому или гражданско-правовому договору. Однако в любом случае срок пребывания безвизовых лиц не может превышать 1 года со дня въезда в Российскую Федерацию. Продление срока пребывания осуществляется территориальными органами ФМС России.

До истечения указанного выше срока пребывания иностранный гражданин должен решить вопрос о продлении срока действия визы (выдачи новой визы), продлении срока временного пребывания (выдачи нового разрешения), получении вида на жительство или же выехать из нашего государства.

Правительство Российской Федерации вправе увеличивать или сокращать установленный 90-суточный срок временного пребывания иностранных граждан как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Приведенные ограничения не распространяются на лиц, являющихся высококвалифицированными специалистами. Срок временного пребывания высококвалифицированного специалиста в России, а также срок временного пребывания членов его семьи определяется сроком действия разрешения на работу, выданного такому специалисту.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 (в редакции изменений и дополнений).

Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для регистрации по месту жительства сам подает непосредственно в территориальный орган ФМС России заявление о регистрации по месту жительства. Такое заявление должно быть подано в течение 7 рабочих дней с даты получения разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения жилого помещения.

Временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, не имеющие места жительства в России, обязаны встать на учет по месту пребывания. При этом основанием для постановки на учет по месту пребывания является получение территориальным органом ФМС России уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Данное уведомление представляется принимающей стороной (включая работодателей) или самим иностранным гражданином в миграционные органы непосредственно или почтовым отправлением.

Уведомление должно быть направлено в территориальные миграционные органы в течение 7 рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.

Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, и такая подпись скрепляется печатью организации.

Форма уведомления и порядок его заполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9.

Условия привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации

Для того, чтобы привлечь иностранных граждан к трудовой деятельности, работодатель должен  располагать соответствующими разрешительными документами.

Исключение составляют только отдельные случаи, оговоренные в Федеральном законе № 115-ФЗ. Если такие документы получены не будут, а фактически труд рассматриваемой категории граждан будет использоваться, организация и ее должностные лица могут быть привлечены к предусмотренной законодательством административной ответственности.

Не требуется соответствующего разрешения в случаях, особо оговоренных в Федеральном законе № 115-ФЗ. Например, для привлечения к труду лиц из числа тех, кто прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы (в настоящее время безвизовый режим установлен с такими государствами, как Республика Беларусь, Республика Украина, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Узбекистан), а также лиц из числа высококвалифицированных специалистов.

Однако и в этих случаях необходимо выполнить соответствующие требования Федерального закона № 115-ФЗ о представлении в миграционные органы необходимых документов и т. д.

Перечень обязанностей, которые возлагаются на работодателей (заказчиков), использующих труд иностранных работников, определен в п. 8 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ. Они обязаны:
– иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если только иное не предусмотрено законом;
– обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
– представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
– уведомить уполномоченные органы по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников;
– содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданскоправового договора на выполнение работ (оказание услуг);
– оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного Федеральным законом № 115-ФЗ порядка привлечения и использования иностранных работников;
– направлять в ФМС России или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданскоправового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;
– направлять в ФМС России или его территориальный орган и ФСБ России информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Участие работодателей в определении квот на иностранную рабочую силу

В соответствии с действующим законодательством трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации осуществляется в пределах установленной на соответствующий год квоты.

Если работодатели заинтересованы в привлечении данной категории лиц, они должны побеспокоиться об этом заранее, и представить до 1 мая соответствующего календарного года в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками. Заявки представляются в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности (п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. № 783).

Форма заявки и порядок ее заполнения определены приказом Минздравсоцразвития России от 13 июля 2010 г. № 514н.

В свою очередь, исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно должны определять потребность в привлечении иностранных работников, оценивать эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного региона.

К основаниям, по которым заявленная работодателями численность иностранных работников может быть снижена или заявка отменена полностью, отнесены:
– наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных  трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;
– наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах;
– наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах;
– отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.

О принятых решениях работодатели должны быть уведомлены в месячный срок с даты принятия решения соответствующими комиссиями.

Так как высококвалифицированные специалисты могут привлекаться к трудовой деятельности сверх установленных квот, то и «заявлять»
на них квоту не надо.

Документы, которые необходимо иметь иностранным гражданам для трудоустройства на территории Российской Федерации

Для того, чтобы трудоустроиться на территории Российской Федерации, временно пребывающие на ее территории иностранные граждане должны располагать специальным разрешением на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ).

При этом работать можно только в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого выдано разрешение на работу.

Специального разрешения не требуется следующим категориям иностранных граждан:
– постоянно или временно проживающих в Российской Федерации (данная норма в отношении лиц из числа временно проживающих лиц введена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ);
– являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся вместе с ними в Российскую Федерацию;
– являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
– являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
– являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
– обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
– обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
– приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных работников или преподавателей, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию высшими учебными заведениями, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действует совет по защите диссертаций, либо иными научными и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. № 93, либо в качестве преподавателей для проведения занятий в иных образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях);
– приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия преподавательской деятельностью в научных организациях и имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях, за исключением учреждений профессионального религиозного образования;
– являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Разрешения на работу оформляются иностранными гражданами через работодателей. Граждане из «безвизовых»
стран могут обратиться за разрешением в миграционные органы и самостоятельно.

За выдачу разрешения на работу уплачивается государственная пошлина в размере 2000 руб. (п. 24 ч. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Все без исключения иностранные граждане и лица без гражданства должны также располагать миграционными картами. Особо это касается лиц, прибывших на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы. Миграционные карты выдаются иностранным гражданам при въезде на территорию Российской Федерации бесплатно должностными лицами органов миграционного (пограничного) контроля либо представителями транспортных организаций. Используемая в настоящее время форма миграционной карты утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 413 (в редакции от 6 мая 2006 г. № 271).

Ограничения по месту осуществления работы иностранными гражданами

В соответствии с положениями действующего законодательства временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане вправе трудиться только в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. За нарушение данной нормы граждане привлекаются к установленной законодательством ответственности.

Специального именного разрешения временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждан иметь не обязаны.

В свою очередь, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов того субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Исключения из приведенных ограничений по месту выполнения трудовых обязанностей определены приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н (в редакции изменений от 19 октября 2011 г. № 1195н). Имеются в виду служебные командировки на определенный срок, а также выполнение работ в пути или на условиях разъездного характера.

Определено, что иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), в случае выполнения ими работ по соответствующим профессиям и должностям, поименованным в приказе Минздравсоцразвития России № 564н.

При этом в отношении лиц, временно пребывающих на территории России: 1) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
2) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

В свою очередь, в отношении лица, временно проживающего на территории России: 1) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев при направлении в служебную командировку;
2) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Высококвалифицированные специалисты вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание). Однако при этом: 1) непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно, в течение периода действия разрешения на работу, при направлении в служебную командировку;
2) общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации, данному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Работодатель, принимая на работу иностранных граждан, должен иметь специальное разрешение

Для того чтобы принять на работу иностранного гражданина или лицо без гражданства (вне зависимости от их статуса), работодатель должен располагать специальным разрешением на привлечение и использование иностранных работников (п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). Это касается как работодателей по трудовому договору, так и заказчиков по договорам гражданско-правового характера. Опять же из приведенного правила имеются исключения.

В частности, без соответствующего разрешения работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать иностранных работников в случае, если данные лица: 1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в соответствии с установленным порядком;
3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста.

Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации определены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным совместным приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Госкомрыболовства от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

За получением разрешения организация должна обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего нахождения. Однако соответствующее решение органами ФМС России принимается при условии наличия положительного заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, выдаваемого органом государственной службы занятости населения соответствующего субъекта Российской Федерации.

Заключение о привлечении и об использовании иностранных работников выдается органами государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации по запросу миграционных органов (а не работодателя) в порядке, определенном тем же совместным приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Госкомрыболовства от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

До обращения в миграционные органы необходимо уплатить государственную пошлину в размере 6000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника (п. 23 ч. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Как отмечалось выше, указанное разрешение не требуется при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, а также при заключении договора с высококвалифицированным специалистом.

При найме иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, работодатель должен располагать именными разрешениями на работу, а в отношении отдельных из них также оформить приглашения на въезд.

Разрешение на привлечение и использование труда иностранных граждан

Для получения разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников работодатель или уполномоченное им лицо должны подать непосредственно или по почте заказным письмом в соответствующий орган миграционной службы следующие документы:
– заявление по форме, приведенной в приложении № 1 к Административному регламенту, утвержденному приказом № 1/4/1/2;
– копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
– копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
– проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;
– документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников.

Иностранные организации представляют несколько иные регистрационные документы: копию свидетельства о регистрации юридического лица;
копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в Российской Федерации;
копию свидетельства об открытии филиала и копию свидетельства о его аккредитации;
копию разрешения на открытие представительства и копию свидетельства о его аккредитации.

Соответствующее решение должно быть принято миграционными органами в течение 30 дней со дня подачи заявления и иных вышеуказанных документов.

Если контрольный орган сочтет необходимым провести экспертизу представленных документов, решение должно быть принято не позднее 45 дней со дня подачи документов.

В случае, если принято положительное решение, разрешение в 10-дневный срок со дня принятия высылается заявителю или же вручается лицу, уполномоченному работодателем. Если принято отрицательное решение, мотивированный отказ должен быть направлен в течение 5 дней.

Форма бланка разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников утверждена приказом ФМС России от 25 декабря 2006 г. № 369. В случае утраты, хищения или порчи разрешения, работодатель должен в 10-дневный срок обратиться в орган внутренних дел с заявлением об утрате или хищении разрешения с указанием обстоятельств утраты. Для получения дубликата документа организация подает в территориальный орган ФМС России следующие документы:
– заявление о выдаче дубликата разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников;
– документ, выданный соответствующим органом внутренних дел, подтверждающий обращение работодателя, заказчика работ (услуг) с заявлением об утрате или хищении разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников;
– оригинал платежного документа об уплате государственной пошлины за выдачу дубликата разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников.

После проверки обстоятельств утраты разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников работодателю, заказчику работ (услуг) в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления выдается дубликат документа.

Работодатели могут привлекать иностранных работников только по профессиям и в субъекте (субъектах) Российской Федерации, которые указаны в разрешении на привлечение и использование труда иностранных работников. Исключения из данных правил рассмотрены выше.

Именные разрешения на работу для временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших по визе

Для получения разрешения на работу в территориальный орган ФМС России по каждому из иностранных граждан должны быть представлены следующие документы:
– заявление по форме, приведенной в приложении № 1 к приказу ФМС России от 25 декабря 2006 г. № 370;
– цветная фотография иностранного гражданина размером 30 Ч 40 мм;
– копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при этом срок действия документа должен оканчиваться не ранее 6 месяцев со дня подачи заявления);
– копия документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справка об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;
– медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (перечень таких заболеваний определен постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 188), а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
– квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу;
– копия специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.

Разрешение на работу для каждого иностранного работника получает работодатель. Уполномоченное лицо организации – заявитель при подаче заявления должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Необходимо учитывать, что к составленным на иностранном языке документам должны быть приложены нотариально заверенные переводы на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, они также должны быть нотариально заверены.

Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, если только иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Соответствующее решение должно быть принято миграционными органами в течение 10 дней со дня приема документов.

Как видим, для получения разрешения представитель работодателя обязан также представить медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). О данных документах работодатель и сам претендент должны побеспокоиться заранее.

В получении разрешения может быть отказано, в том числе, в случае превышения квоты, установленной для соответствующего субъекта Российской Федерации.

Полученное работодателем именное разрешение на работу подлежит передаче под роспись иностранному работнику, на имя которого оно оформлено. Передача разрешения производится до начала трудовой деятельности работника.

До передачи разрешения работнику работодатель должен также оформить через территориальные органы ФМС России приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника. Как правило, такое ходатайство представляется одновременно с документами, необходимыми для выдачи именного разрешения на работу (п. 2 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ). За выдачу приглашения работодатель должен уплатить государственную пошлину в размере 500 руб. за каждого приглашенного (подп. 17 ч. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства утвержден приказом ФМС России от 6 июня 2008 г. № 142.

В случае утраты разрешения на работу иностранный гражданин или работодатель должны в 10-дневный срок обратиться в ближайший орган внутренних дел с заявлением об утрате разрешения на работу с указанием обстоятельств утраты или хищения.

Для получения дубликата в территориальный орган ФМС России представляются следующие документы:
– заявление о выдаче дубликата разрешения на работу;
– документ, выданный территориальным органом внутренних дел, подтверждающий обращение работодателя, заказчика работ (услуг), иностранного гражданина, об утрате или хищении разрешения на работу иностранному гражданину;
– одну цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 Ч 40 мм;
– оригинал платежного документа об уплате государственной пошлины за выдачу дубликата разрешения на работу иностранному гражданину.

После проверки обстоятельств утраты разрешения на работу в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления выдается дубликат документа.

Именные разрешения на работу для временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы

Именное разрешение на работу граждане тех стран, с которыми у России заключен безвизовый режим, могут получить в миграционных органах самостоятельно, через своего будущего работодателя (заказчика) или же через организацию, осуществляющую в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан.

В комплект документов для получения разрешения включаются следующие документы: – заявление по форме, приведенной в приложении № 2 к приказу ФМС России от 25 декабря 2006 г. № 370;
– документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
– миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного гражданина в Российскую Федерацию или отметкой территориального органа ФМС России о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
– документ об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу (в настоящее время согласно п. 24 ч. 1 ст. 333.28 НК РФ составляет 2000 руб.);
– трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии).

Необходимо учитывать, что отказ в приеме документов от иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, не допускается.

Исключение составляют только случаи, когда представлен не весь комплект документов.

Однако опять же выдача разрешений осуществляется в пределах установленной для соответствующего субъекта Российской Федерации квоты. Соответствующее решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть принято органами ФМС России не позднее 10 рабочих дней со дня принятия документов.

Полученный отказ может быть обжалован непосредственно в ФМС России или в суде в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе.

Использовать труд иностранных граждан из «безвизовых» государств организация вправе только в том субъекте (тех субъектах) Российской Федерации, который указан в разрешении на работу.

В случае если разрешение на работу иностранному гражданину выдано на срок более 90 суток, он должен лично представить в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу в орган миграционной службы документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

В случае утраты (хищения, порчи) разрешения порядок действий аналогичен тому, что приведен выше.

Продление срока действия разрешения на работу

Согласно п. 7.1 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ срок действия выданного иностранному гражданину разрешения на работу может быть продлен при условии представления в территориальный орган ФМС России соответствующего заявления, оформленных договоров с данным сотрудником, а также сведений о видах осуществляемой им деятельности и документов, подтверждающих отсутствие соответствующих заболеваний. Форма сведений о видах осуществляемой трудовой деятельности утверждена приказом ФМС России от 20 июля 2010 г. № 223.

В данном документе необходимо указать наименование профессии (должности) согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), а также коды по профессии (должности) согласно данному классификатору и согласно Общероссийскому классификатору занятий (ОК 010-93).

Должны быть представлены также: – документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
– документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Особенности оформления разрешения на работу высококвалифицированному специалисту

Для оформления высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а в случае необходимости и приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или уполномоченное им лицо должен представить в территориальный орган ФМС России: – ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста (форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 487);
– трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получение данным лицом разрешения на работу;
– письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы России или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста;
– копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица либо выписку из государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации;
– квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого иностранного работника (согласно п. 24 ч. 1 ст. 333.28 НК РФ величина платежа составляет 2000 руб.);
– копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта (если трудовая деятельность высококвалифицированного иностранного специалиста планируется на территории, в организации или на объекте, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение);
– цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 Ч 40 мм.

Срок рассмотрения ходатайства о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста составляет не более 14 рабочих дней со дня его регистрации в ФМС России.

В дополнение к этому приказом ФМС России от 11 августа 2010 г. № 250 определены требования к содержанию и обязательным реквизитам письменного предложения о въезде в Российскую Федерацию высококвалифицированного специалиста.

Работодатели (заказчики) обязаны ежеквартально не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять территориальный орган ФМС России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам. Необходимо извещать также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), о случаях предоставления данным специалистам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма такого уведомления приведена в приказе ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

Ежеквартальное уведомление может направляться на бумажном носителе или подано в электронной форме с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Разрешение на работу лицам из числа высококвалифицированных специалистов выдается на срок действия заключенного с ними трудового договора (договора на выполнение работ или оказание услуг), но не более чем на 3 года. При этом разрешение может продлеваться на срок действия договора, но опять же не более чем на 3 года. Количество продлений – не ограничено.

Разрешение на работу выдается высококвалифицированному специалисту лично при предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

В течение 30 дней со дня получения высококвалифицированным специалистом разрешения на работу его работодатель или заказчик работ (услуг) обязаны представить в органы ФМС России сведения о постановке данного высококвалифицированного специалиста на учет в налоговых органах.

Уведомление уполномоченных органов власти

После заключения с иностранным гражданином трудового договора или договора гражданско-правового характера работодатель обязан уведомить об этом уполномоченные органы власти. В рамках этого должны быть представлены: 1) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, – в месячный срок сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности (форма утверждена совместным приказом Минздравсоцразвития России и ФМС России от 26 октября 2007 г. № 670/421). В документе приводятся данные как о работодателе (полное наименование, ИНН, код ОКАТО, ОГРН, адрес, вид деятельности и др.), так и сведения о привлеченном сотруднике (ФИО, место постоянного проживания, удостоверяющий личность документ, компетентность и уровень квалификации, дата приезда и др.). Вместе с ходатайством представляются трудовой договор с принятым на работу сотрудником, письменное обязательство оплатить расходы, связанные с возможным административным выдворением, копия свидетельства из ЕГРЮЛ. Ходатайство должно быть рассмотрено в течение 14 рабочих дней;
2) в государственную инспекцию труда по соответствующему субъекту Российской Федерации (территориальный орган Роструда) – в месячный срок сведения о заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 30 октября 2008 г. № 610н;
3) в налоговые органы по месту учета – уведомление о привлечении и об использовании иностранных работников (форма доведена письмом ФНС России от 24 августа 2007 г. № ГИ-6-04/676).

В последнем случае сведения должны быть представлены в течение 10 дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, получения иностранным гражданином разрешения на работу или заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Сведения следует направлять и в случае приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

В течение 30 дней со дня получения высококвалифицированным специалистом разрешения на работу его работодатель (заказчик) обязан представить в органы ФМС России сведения о постановке данного лица на учет в налоговых органах.

Пунктом 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ на работодателей (заказчиков работ) возложены также обязанности по уведомлению миграционных органов о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Для этих целей должны применяться формы, утвержденные приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Дополнительные основания для расторжения заключенных с иностранными гражданами трудовых договоров

Заключенный с иностранным гражданином трудовой договор может быть расторгнут по дополнительным основаниям, предусмотренным трудовым законодательством Российской Федерации.

В частности, трудовые отношения могут быть прекращены на основании п. 12 ч. 1 ст. 83 ТК РФ «в связи с приведением общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности»
.

Документы, определяющие допустимую долю иностранных работников в соответствующих отраслях экономики, принимаются ежегодно. В частности, на 2013 г. такие ограничения устанавливает постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 1243 «Об установлении на 2013 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации». Данный документ совсем не допускает использование труда иностранных граждан в таких отраслях, как розничная торговля фармацевтическими товарами (код ОКВЭД 52.31);
розничная торговля в палатках и на рынках (код 52.62); прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63).

В объеме 25% общей численности работников труд иностранцев может быть задействован в таких отраслях, как розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1) и прочая деятельность в области спорта (код 92.62).

При введении вышерассмотренных ограничений заключенный трудовой договор должен быть расторгнут не позднее срока, установленного Правительством Российской Федерации.

Необходимо также учитывать, что выданное в установленном порядке разрешение на работу аннулируется, если работодатель в течение 6 и более месяцев не представлял отчетность в налоговые органы. Как следствие, в данных случаях применение труда иностранных граждан будет рассматриваться как нарушение законодательства со всеми вытекающими последствиями.

Ограничения на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами

Действующим законодательством определены и некоторые другие ограничения на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 755 утвержден Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу. На сегодняшний день

Перечень применяется в редакции изменений от 24 сентября 2010 г. № 747 и от 4 декабря 2011 г. № 46. В перечень вошли:
– объекты и организации Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
– структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;
– организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия;
– структурные подразделения организаций, осуществляющие соответственно разработку, производство, сооружение, испытания, эксплуатацию, хранение, транспортировку и утилизацию ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и предназначенных для решения задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства радиационных источников, а также структурные подразделения этих организаций, обеспечивающие безопасность их функционирования;
– суда и иные плавсредства с ядерными установками, а также атомные станции, в том числе строящиеся (по согласованию с ФСБ России допускается прием на работу иностранных граждан на строящуюся атомную станцию и работа на ней иностранных граждан до поставки ядерного топлива на территорию атомной станции).

Другим постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 754 утвержден Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение. Это и территории ЗАТО; территории с регламентированным посещением для иностранных граждан (утверждены постановлением Правительства от 4 июля 1992 г. № 470), территории закрытых военных городков, объекты и организации Вооруженных сил и др. Как следствие, для выполнения работ по трудовому договору и (или) договору гражданско-правового характера дополнительно необходимо иметь и специальное разрешение.

Совсем не допускается использование труда иностранных специалистов на следующих должностях (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 115-ФЗ): – муниципальной службы;
– в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
– экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
– командира воздушного судна гражданской авиации. Федеральный закон № 115-ФЗ устанавливает возможность осуществлять иностранными лицами своей трудовой деятельности именно на территории того субъекта Российской Федерации, где им было выдано разрешение на работу (разрешение на временное проживание). Исключения из данного правила определяются исключительно Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день они определены приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н, и были рассмотрены выше.

Что необходимо учесть в рамках трудовых отношений с иностранным гражданином

Прием на работу иностранных граждан оформляется в общеустановленном порядке. Однако имеются и свои особенности. Прежде всего, такой работник не имеет возможности представить все оговоренные в ст. 65 ТК РФ документы. Если удостоверяющий личность документ представлен быть может, то трудовой книжки и страхового свидетельства у работника может и не оказаться. В свою очередь, документ об образовании должен пройти легализацию.

Документы воинского учета у рассматриваемого претендента на работу испрашивать не следует – он не подлежит обязательному призыву на службу в России.

В отдельных случаях, оговоренных соответствующими нормативными правовыми актами, от иностранного гражданина необходимо испросить и иные документы (об отсутствии заболеваний и т. д.). Однако требовать такие документы необходимо, только если это действительно оговорено действующим законодательством.

В качестве документа, подтверждающего трудовой и профессиональный стаж, может выступать трудовая книжка или иной подобный документ, который должен пройти легализацию в Российской Федерации. Если представляется не трудовая книжка образца СССР (1974 г.) или Российской Федерации (2004 г.), работодатель вынужден будет завести на принятого на работу и проработавшего более 5 дней иностранного гражданина трудовую книжку Российской Федерации. При этом не имеет значения, представлена трудовая книжка или иной подобный документ иностранного государства или нет. В эти документы российский работодатель никакие записи не вносит, а заводит и ведет трудовую книжку по правилам, принятым в Российской Федерации. Это следует из письма Роструда от 15 июня 2005 г. № 908-6-1.

В то же время трудовая книжка или иной подобный документ иностранного образца должны быть приняты на хранение в организацию для подтверждения стажа при назначении пособий по социальному страхованию, но только если это предусмотрено соответствующими международными договорами.

Если у принятого на работу иностранного сотрудника страховое свидетельство отсутствует, его оформляет российский работодатель по общеустановленным правилам, но только если работник имеет статус постоянно или временно проживающего на территории России.

Предъявленные сотрудником документы об образовании иностранного образца должны быть легализованы и пройти процедуру установления эквиалентности, если только заключенными Российской Федерацией межгосударственные соглашения не предусматривают иного порядка. Прежде всего, документ должен быть легализован дипломатическими или консульскими учреждениями России. Данными органами должен быть проставлен апостиль (удостоверительная надпись), удостоверяющий подлинность росписи, печати, штампов и т. п.

Документы стран СНГ должны приниматься российскими организациями без каких-либо подтверждений их легальности. Это определено в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

После легализации предъявленные документы должны быть переведены на русский язык, а верность перевода – заверена нотариально. Должны быть переведены и документы, которые не подлежат обязательной легализации (включая документы стран СНГ).

Эквивалентность документов иностранных государств об образовании осуществляется Минобрнауки по заявлению самого обладателя документа или его доверителя. Процедура регулируется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 апреля 2009 г. № 128 «Об утверждении порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании». В случае подтверждения выдается свидетельство об установлении эквивалентности документа об образовании.

Согласно заключенным Российской Федерацией соглашениям подтверждение эквивалентности документов об образовании может и не потребоваться. Как, например, указано в письме Рособрнадзора от 30 июня 2005 г. № 01-291/05-01, выданные гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь документы об образовании государственного образца Республики Беларусь признаются на территории Российской Федерации без свидетельств об эквивалентности и дают право на продолжение обучения и осуществление профессиональной деятельности наравне с российскими документами об образовании государственного образца.

В другом письме Рособрнадзора от 12 октября 2004 г. № 01-159/05-01 обращено внимание, что в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. (статья 5) государства – участники Соглашения гарантируют бессрочное признание на своих территориях документов государственного образца о среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней и ученых званий, выданных в государствах-участниках к моменту заключения настоящего Соглашения. Участниками данного Соглашения являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Республика Украина.

Целый ряд иностранных граждан еще до приема на работу должны пройти обязательный медицинский осмотр (обследование). В связи с этим в письме Роспотребнадзора от 30 января 2007 г. № 0100/806-07-32 особо было указано на необходимость работодателям организовывать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров иностранных граждан, получивших разрешение на работу в Российской Федерации:
– работников предприятий пищевой промышленности, общественного питания, торговли – на туберкулез, сифилис, гонорею, носительство возбудителей кишечных инфекций, гельминтозы, патогенные стафилококки (для работников кремово-кондитерских цехов);
– работников детских образовательных и санаторно-оздоровительных учреждений – на туберкулез, сифилис, гонорею, носительство возбудителей кишечных инфекций, гельминтозы, патогенные стафилококки;
– работников лечебно-профилактических учреждений – на туберкулез, сифилис, гонорею, носительство возбудителей кишечных инфекций, гельминтозы, патогенные стафилококки (родильные дома (отделения), отделения патологии новорожденных, хирургические отделения, детские молочные кухни);
– работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства – на кишечную группу инфекций, туберкулез, сифилис, гонорею, носительство возбудителей кишечных инфекций, гельминтозы.

Содержание работников из числа иностранных граждан

В отношении принятых на работу иностранных граждан работодатели иногда принимают на себя обязанность по оплате расходов по проживанию, питанию и т. д. В данном случае необходимо учитывать нормы ст. 255 НК РФ о возможности признания в целях налогообложения прибыли только тех расходов, которые производятся в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. То есть если на организацию тем или иным нормативным правовым актом возложена обязанность обеспечивать сотрудников жильем, питанием и т. д. или же производить компенсацию произведенных работниками расходов, то ее затраты могут быть признаны экономически обоснованными и приняты в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Например, согласно п. 4 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относится стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации жилья, коммунальных услуг, питания и продуктов (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг).

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона № 115-ФЗ приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Порядок представления указанных гарантий установлен постановлением

Правительства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 167. Этим документом утверждено Положение о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации.

Гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются: – предоставление приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в Российской Федерации;
– обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
– обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи;
– жилищное обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

При всем этом не все указанные затраты могут признаваться в целях налогообложения прибыли. В частности, не подпадают под действие п. 4 ст. 255 НК РФ расходы в части жилищного обеспечения привлеченных сотрудников.

Например, как отмечено в письме Минфина России от 18 мая 2012 г. № 03-03-06/1/255, на организацию возложена обязанность только по предоставлению, но не по оплате жилья иностранным гражданам – работникам организации.

Указанные затраты не подпадают под действие п. 4 ст. 255 НК РФ, согласно которому стоимость бесплатно предоставляемых работникам жилья, коммунальных услуг, питания и продуктов (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг) включается в состав расходов на оплату труда.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 131 ТК РФ коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы.

На основании изложенного расходы, связанные с предоставлением жилья иностранным работникам, при условии их документального подтверждения учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда в размере, не превышающем 20% от суммы заработной платы. Для этого необходимо обязанность работодателя по обеспечению работника жильем или по выплате ему компенсации закрепить в трудовом договоре с работником.

Признавать расходы на питание в целях налогообложения прибыли не следует в любом случае. Будь-то заключение договора со сторонней организацией на организацию питания сотрудников или выплата компенсации.

При исчислении налога на доходы физических лиц и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды рассмотренные выше суммы в полной мере включаются в облагаемую (расчетную) базу.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».