Журнал "Заработная плата"
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Форум


Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»новинка

Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»

 












Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N10 / 2013

Военнообязанные и бывшие военнослужащие. Особенности трудовых правоотношений

М. А. Мосейчук

Трудовые отношения с лицами мужского пола имеют ряд особенностей, основными из которых является общеустановленная воинская повинность для данной категории населения. При этом если к выполнению воинской обязанности привлечены женщины, на них установленные особенности распространяются в полной мере.

Среди указанных особенностей – специальные основания для расторжения трудового договора, необходимость ведения дополнительного воинского учета в организации, сохранение трудовых отношений при призыве работников на военные сборы и некоторые другие.

Сотрудник уходит в армию
В случае если сотрудника призывают на военную службу, заключенный с ним трудовой договор прекращается по п. 1 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту публикации – ТК РФ) «в связи с призывом работника на военную службу».

При этом приведенное основание для расторжения трудового договора применяется только в случае призыва на обязательную военную службу по призыву, и не применяется в случае поступления сотрудника на военную службу по контракту.

Объясняется это положениями Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту публикации – Федеральный закон № 53-ФЗ), согласно которому под призывом граждан на военную службу понимается именно поступление на военную службу по призыву. Что касается поступления на военную службу по контракту, то в данном случае заключенный с сотрудником трудовой договор прекращается по соглашению  сторон (ст. 78 ТК РФ) или по собственному желанию работника (ст. 80 ТК РФ).

Как следствие, при расторжении трудового договора с сотрудником, заключившим контракт о прохождении военной службы, выходное пособие выплачиваться не должно.

Приказ об увольнении по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ оформляется на основании предписания военного комиссариата.

Увольнение в обязательном порядке сопровождается выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка работника, что предусмотрено ч. 3 ст. 178 ТК РФ. Более высокий размер выплачиваемого выходного пособия может быть предусмотрен принятыми на уровне организации коллективным договором и (или) локальными нормативными актами, а также заключенным с работником трудовым договором. В этих случаях пособие должно выплачиваться в размере, определенном указанными документами.

Исчисление среднего заработка для определения суммы выплачиваемого выходного пособия должно производиться в соответствии со ст. 139 ТК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

В данном случае оплате подлежат рабочие (календарные) дни, приходящиеся на 14 календарных дней, следующих за днем увольнения. Для работников с суммированным учетом рабочего времени исчисление среднего заработка производится исходя из величины среднечасового заработка, а для остальных категорий сотрудников – из расчета среднедневного заработка.

Исчисление среднедневного (среднечасового) заработка должно производиться путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней (часов).

Пример 1
Предположим, что работник организации призван на военную службу по призыву.

Заключенный с ним трудовой договор расторгнут 14 октября 2013 г.

График работы сотрудника – 5-дневная рабочая неделя.

В данном случае выходное пособие работнику должно быть выплачено за рабочие дни, приходящиеся на период с 15 по 28 октября 2013 г. включительно. На данный период по графику 5-дневной рабочей недели приходится 10 рабочих дней.

Допустим, что в расчетном периоде с 1 октября 2012 г. по 30 сентября 2013 г. работник отработал 225 рабочих дней. Остальные дни не отработаны по причине нахождения в отпуске и болезни. Величина учитываемых за расчетный период выплат составила 178 500 руб.

Величина среднедневного заработка для оплаты выходного пособия составит 793 руб. 33 коп. (178 500 руб./225 дней), а сумма выходного пособия – 7933 руб. 30 коп. (793 руб. 33 коп. × 10 дней).

Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что график работы сотрудника – 6-дневная неделя с учетом суббот.

Выходное пособие должно быть выплачено за рабочие дни, приходящиеся по графику 6-дневной рабочей недели на период с 15 по 28 октября 2013 г. включительно.

На данный период по графику 6-дневной рабочей недели приходится 12 рабочих дней.

В расчетном периоде сотрудник отработал 270 рабочих дней по графику 6-дневной рабочей недели, а сумма учитываемых выплат составила 178 500 руб. Величина среднего дневного заработка для оплаты выходного пособия составит 661 руб. 11 коп. (178 500 руб./270 дней), а сумма выходного пособия – 7933 руб. 32 коп. (661 руб. 11 коп. × 12 дней).

Пример 3
Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что график работы сотрудника –  суммированный учет рабочего времени. В соответствии с нормами трудового законодательства сотруднику установлена нормальная продолжительность рабочего времени.

В данном случае выходное пособие подлежит выплате за количество рабочих часов по графику 40-часовой рабочей недели, приходящихся на период с 15 по 28 октября 2013 г. включительно. На данный период по указанному графику приходится 80 ч.

В расчетном периоде сотрудник отработал 1800 ч, а сумма учитываемых выплат составила 178 500 руб.

Величина среднего часового заработка для оплаты выходного пособия составит 99 руб. 17 коп. (178 500 руб./1800 ч.), а сумма выходного пособия – 7933 руб. 60 коп. (99 руб. 17 коп. × 80 ч.).

Пример 4
Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что работнику установлена сокращенная 36-часовая рабочая неделя.

В данном случае выходное пособие подлежит выплате за количество рабочих часов по графику 36-часовой рабочей недели, приходящихся на период с 15 по 28 октября 2013 г. включительно. На данный период по указанному графику приходится 72 ч.

В расчетном периоде сотрудник отработал 1620 часов, а сумма учитываемых выплат составила 178 500 руб.

Величина среднего часового заработка для оплаты выходного пособия составит 110 руб. 19 коп. (178 500 руб./1620 ч), а сумма выходного пособия – 7933 руб. 68 коп. (110 руб. 19 коп. × 72 ч).

Выходное пособие подлежит выплате также лицам, состоящим на государственной гражданской службе. При этом заключенные с ними служебные контракты прекращаются на основании подп. 1 п. 1 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Соответствующее лицо освобождается от замещаемой должности гражданской службы, увольняется с гражданской службы и с его согласия включается в кадровый резерв.

Рассчитываться сумма причитающегося к выплате гражданскому служащему выходного пособия должна согласно методике, принятой при расчете сохраняемой суммы денежного содержания. В отношении федеральных государственных гражданских служащих применению подлежат утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских  служащих, в отношении государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации – принятые соответствующими органами власти нормативные документы.

Выплачиваемое выходное пособие не облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами на обязательное страхование.

Сотрудник, окончивший военную службу, возвращается на работу
Окончивший военную службу (как по призыву, так и по контракту) бывший сотрудник вправе рассчитывать на трудоустройство у прежнего работодателя. Соответствующая норма закреплена в п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», но касается она только государственных организаций. При этом призывник вправе рассчитывать на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.

Работодатель из числа коммерческих и (или) некоммерческих негосударственных организаций  при приеме на работу бывшего сотрудника руководствуется общими правилами. Это означает, что при отсутствии свободных мест и (или) наличии иных уважительных оснований в возобновлении трудовых отношений может быть отказано.

Что касается государственных организаций, то они обязаны принять на работу бывших сотрудников, окончивших военную службу при условии, что за поступлением на работу соответствующие лица обратились в течение 3 месяцев после увольнения с военной службы.

Бывший сотрудник не обязательно принимается на прежнее место, а работник, занимающий на текущий момент его бывшее рабочее место, не должен увольняться по п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ «в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу». Данное основание применимо только при наличии соответствующего решения государственной инспекции труда или суда о восстановлении на работе.

Принятый на прежнее место работы после окончания военной службы по призыву сотрудник имеет право на получение материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством. Указанное право закреплено в том же п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Обязанность выплатить материальную помощь возлагается на все категории работодателей, включая коммерческие организации. Порядок оказания помощи определен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 1394 «О порядке предоставления гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством».

Материальная помощь выплачивается при условии, что работник принят на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службы и в течение года с этого события. Если сотрудник после увольнения трудоустроился на другое место или же просрочил годовой срок, материальная помощь оказываться не должна. Размер выплачиваемой материальной помощи устанавливается организацией по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом. Однако ее размер в любом случае не может быть менее 500 руб. Материальная помощь выплачивается единовременно в течение 3 месяцев после принятия на работу бывшего сотрудника. Для получения выплаты он должен представить на имя работодателя соответствующее письменное заявление.

В государственных (муниципальных) учреждениях рассматриваемая материальная помощь выплачивается за счет бюджетных (целевых) ассигнований, в коммерческих и других организациях – за счет собственных средств. При этом по правилам налогового законодательства суммы материальной помощи не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В налоговую базу по налогам с фонда оплаты труда и расчетную базу по страховым взносам суммы выплаченной материальной помощи включаются в общеустановленном порядке (с учетом освобождения от налогообложения установленных величин). В частности, применению подлежит необлагаемый обязательными платежами минимум в 4000 руб.

Сотрудник готовится к поступлению на военную службу
В соответствии с положениями Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции изменений и дополнений) подлежащие призыву на военную службу граждане могут освобождаться от исполнения своих трудовых обязанностей по месту постоянной работы в следующих случаях:
– для прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопроса о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный резерв, призыве на военные сборы;
– для подготовки (обучения) по основам военной службы по военно-учетным специальностям;
– при вызове военным комиссариатом для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу;
– при исполнении других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы.

За все указанные периоды отвлечения от исполнения трудовых обязанностей за сотрудниками сохраняется постоянное место работы и средний заработок (стипендия). При этом обязанность исчислить и выплатить среднюю заработную плату возлагается на работодателя. Соответствующая норма закреплена в п. 1 ст. 6 Федерального закона № 53-ФЗ.

Основанием для работодателя освободить сотрудника от работы и сохранить за ним средний заработок является письменное требование военного комиссариата (повестка или др.).

Исчисление среднего заработка должно осуществляться по тем же правилам, что и при расчете суммы выходного пособия, то есть исходя из среднего дневного (среднего часового) заработка и количества рабочих дней (часов), приходящихся на период отвлечения от исполнения трудовых обязанностей. При этом количество оплачиваемых дней (часов) определяется согласно графику работы сотрудника.

Пример 5
Предположим, что работник организации на основании письменного требования военкомата 14 и 15 октября 2013 г. проходил медицинское освидетельствование в связи с предстоящим призывом на военную службу.

График работы сотрудника – 5-дневная рабочая неделя. В связи с этим оплате подлежат 2 рабочих дня (14 и 15 октября 2013 г.).

В расчетном периоде с 1 октября 2012 г. по 30 сентября 2013 г. сотрудник отработал 210 рабочих дней, а сумма учитываемых за этот период выплат составила 97 000 руб.

Сумма среднего дневного заработка составит 461 руб. 90 коп. (98 000 руб./210 дней), а сумма среднего заработка – 923 руб. 80 коп. (461 руб. 90 коп. × 2 дня).

Выплаченные работникам за время привлечения их к исполнению обязанностей военной службы суммы среднего заработка подлежат возмещению военными комиссариатами. Правила компенсации понесенных расходов определены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции изменений и дополнений).

За возмещением расходов организация должна обратиться в письменной форме в военный комиссариат, по требованию которого сотрудник освобождался от работы. Такое требование оформляется на официальном бланке за подписью руководителя организации или его заместителя и с проставлением основной печати организации. К обращению необходимо приложить заверенные копии документов, послуживших основанием для осуществления соответствующих расходов. Такими документами могут являться копии требований военных комиссариатов, приказов (распоряжений) об освобождении сотрудников от работы, расчетно-платежных ведомостей (расходных кассовых ордеров) о выплате соответствующих сумм.

Рекомендуется приложить также подробный расчет суммы среднего заработка за подписью главного бухгалтера (бухгалтера), и счет на возмещение расходов. В соответствующей графе счета необходимо указать «возмещение расходов по привлечению работника (ФИО.), занимающего должность (указать какую) в организации (указать наименование организации) к исполнению обязанностей военной службы по требованиям военкомата (указать документы)».

Копии документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации.

Следует учитывать, что возмещению подлежат фактически понесенные (а не начисленные) расходы. Выплачиваться суммы среднего заработка должны в общеустановленные в организации сроки для выплаты заработной платы.

В самом обращении организации указывается сумма понесенных расходов, которая истребуется к возмещению, из чего она слагается (расходы по выплате средней заработной платы, начислению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, оплата стоимости проезда и т. п.), а также приводятся банковские реквизиты счетов, на которые должна быть зачислена компенсация.

На суммы начисленного за время привлечения в соответствии с Федеральным законом № 53-ФЗ к выполнению воинских обязанностей среднего заработка должны начисляться суммы страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Такие требования государственные внебюджетные фонды предъявляют начиная с 2011 г., ссылаясь на письмо Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19.

С ними соглашаются и судебные органы. В частности, как было отмечено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2012 г. № ВАС-13062/12, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей (в том числе на примере прохождения военных сборов), работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда. В связи с этим средний заработок должен облагаться страховыми взносами.

В связи с изложенным военные комиссариаты обязаны возмещать организациям суммы среднего заработка, начисленные привлеченным к исполнению обязанностей военной службы, с учетом начисленных на такие суммы страховых взносов.

Для наглядности суммы среднего заработка могут быть указаны отдельной строкой в счете на истребуемые средства.

Налог на доходы физических лиц с исчисленных сумм среднего заработка также удерживается. Однако к возмещению необходимо предъявлять суммы, исчисленные до удержания с них налога на доходы.

Призыв сотрудника на военные сборы
Исполнение воинской обязанности гражданами Российской Федерации включает в том числе и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Основанием для направления на сборы являются соответствующие документы военных комиссариатов.

От прохождения военных сборов освобождаются следующие лица (ст. 55 Федерального закона № 53-ФЗ):
– граждане женского пола;
– граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;
– сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;
– гражданский персонал Вооруженных cил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;
– летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;
– плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности – в период навигации;
– граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, – в период проведения таких работ;
– граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;
– граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в  образовательных учреждениях;
– граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях – на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;
– граждане, уволенные с военной службы, – в течение двух лет со дня увольнения в запас;
– граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
– граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренные подп. «а», «б», «б.1», «в», «и», «к» и «л» пп. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ;
– граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;
– члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
– граждане, представленные в установленном порядке законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), – до принятия решения об отклонении представленной кандидатуры или о наделении ее полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
– граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.

В правах военных комиссаров освобождать граждан от прохождения военных сборов и в иных случаях при наличии на то уважительных причин.

До прохождения сборов сотрудники по требованию военных комиссариатов могут проходить медицинские освидетельствования, медицинские обследования или даже лечение. По итогам обследования может выясниться факт непригодности к прохождению сборов по состоянию здоровья.

Продолжительность прохождения сборов определяет Министерство обороны Российской Федерации или иное силовое министерство (ведомство). Однако в любом случае разовое привлечение к сборам не должно превышать двух месяцев (п. 3 ст. 54 Федерального закона № 53-ФЗ).

Законодательно определены еще некоторые ограничения по продолжительности привлечения граждан к военным сборам, – суммарно не более 12 месяцев по всем случаям привлечения к сборам за период пребывания в запасе и не чаще одного раза в 3 года (пп. 3 и 4 ст. 54 Федерального закона № 53-ФЗ).

Основанием для освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей в связи с призывом на военные сборы является извещение военного комиссариата на имя руководителя  организации. Такое извещение оформляется на бланке повестки, переданной гражданину военкоматами. Форма повестки приведена в приложении № 1 к Положению о проведении военных сборов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности».

Структурно повестка состоит из 4 частей – корешка (остается в делах военкомата), расписки в получении повестки (берется у гражданина и хранится затем в делах военкомата), непосредственно повестки (остается у гражданина) и извещения руководителю организации (передается работником своему работодателю, хранится в делах организации).

В извещении руководителю организации указывается цель вызова гражданина и изначальное время его пребывания в военном комиссариате, продолжительность призыва на военные сборы.

На основании полученного извещения администрация организации издает письменный приказ (распоряжение) о временном освобождении работника  от занимаемой должности в связи с призывом на военные сборы. Типовой формы такого приказа не издано, в связи с чем он оформляется по простой (принятой общими правилами документооборота) форме. В приказе оговариваются предварительные сроки пребывания сотрудника на военных сборах согласно имеющемуся извещению военкомата. Основанием для издания приказа является повестка военного комиссариата с указанием ее серии и номера.

Повестка может быть направлена военным комиссариатом и на адрес организации, в которой занято призываемое на военные сборы лицо. В данном случае на руководителя организации и (или) должностных лиц, ответственных за военно-учетную работу, возлагается обязанность (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 53-ФЗ) оповестить своего работника о получении вызова (повестки) военкомата.

Указанным в повестках работникам администрация должна обеспечить возможность  своевременной явки в военный комиссариат. Наказуемы как неоповещение о вызове на военные сборы, так и любое воспрепятствование призыву. Согласно ст. 21.2 КоАП РФ такие действия влекут за собой наложение на соответствующих должностных лиц административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

Период военных сборов подтверждается справкой военного комиссариата о прохождении военного сбора, которая оформляется по форме, приведенной в приложении № 2 к Положению о проведении военных сборов. В справке указывается в какой период времени («с» и «по») соответствующий гражданин проходил военный сбор, а также место нахождения военной организации, в которой проводились сборы.

В продолжительность военных сборов входит как непосредственно время пребывания в соответствующей военной организации, так и время проезда к месту прохождения военных сборов и обратно к месту жительства гражданина. При этом в справке о прохождении военных сборов указывается суммарный период, включающий время проезда к месту сборов и обратно. В случае несоответствия указанных в справке данных с утверждениями сотрудника, необходимо обратиться в военный комиссариат за соответствующими разъяснениями.

Весь период сборов проставляется в табелях учета рабочего времени буквенным значением «Г» или числовым кодом «23». Данные табели могут оформляться по типовым формам № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» или Т-13 «Табель учета рабочего времени». Обе формы утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 53-ФЗ на время прохождения военных сборов граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту работы.

Обязанность по исчислению и выплате среднего заработка возлагается на работодателя. От Министерства обороны или иных силовых ведомств привлеченному на военные сборы лицу выплачиваются оклад по воинской должности и оклад по воинскому званию, районные коэффициенты и северные надбавки (при прохождении сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями), а также оплачиваются командировочные расходы на время нахождения в пути.

Опять же средний заработок за время привлечения сотрудников на военные сборы исчисляется в соответствии со ст. 139 ТК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Методика расчета средней заработной платы та же, что была рассмотрена выше при расчете выходного пособия, – исходя из среднедневного (среднечасового) заработка и продолжительности рабочих дней (часов), приходящихся по графику работы сотрудника на время военных сборов.

Подлежащий оплате период сборов должен быть подтвержден справкой о прохождении военных сборов.

Пример 6
Предположим, что сотрудник организации был призван на военные сборы.

График работы сотрудника – 5-дневная рабочая неделя.

Согласно представленной им справке военкомата о прохождении военных сборов, их продолжительность составила с 14 октября по 17 ноября 2013 г. включительно.

Коллективным договором организации применение специального расчетного периода для исчисления среднего заработка не предусмотрено. В связи с этим расчет среднего заработка за время прохождения военных сборов должен производиться за 12 календарных месяцев, предшествующих октябрю 2013 г., т.е. за период с 1 октября 2012 г. по 30 сентября 2013 г. включительно.

На отработанное в указанном расчетном периоде работником время приходится 187 рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели. Остальные рабочие дни по графику не отработаны в связи с нахождением в оплачиваемом отпуске, отпуске без сохранения заработной платы, болезнью и нахождением в служебных командировках. Приходящиеся на указанные периоды дни исключаются из расчетного периода.

Сумма учитываемых при расчете среднего заработка выплат за расчетный период составила 156 000 руб.

Сумма среднего дневного заработка для расчета среднего заработка за время прохождения военных сборов составит 834 руб. 22 коп. (156 000 руб./187 дней).

Оплате подлежат рабочие дни по графику 5-дневной рабочей недели, приходящиеся на период с 14 октября по 17 ноября 2013 г. включительно. На данный период приходится 25 рабочих дней.

Сумма средней заработной платы за время прохождения военных сборов составит 20 855 руб. 50 коп. (834 руб. 22 коп. × 25 рабочих дней).

Пример 7
Воспользуемся условиями примера 6 и предположим, что график работы сотрудника –  суммированный учет рабочего времени, 40-часовая рабочая неделя.

На отработанное в расчетном периоде время приходится 1496 ч.

Оплате в размере среднего заработка подлежит количество рабочих часов по графику работы  сотрудника, приходящихся на период с 14 октября по 17 ноября 2013 г. включительно.

При этом, по мнению автора статьи, количество оплачиваемых часов не должно быть менее количества, определенного исходя из 40-часовой рабочей недели, а именно не менее 200 ч (40 ч/5 дней × 25 рабочих дней).

Допустим, что оплате подлежат 200 рабочих часов.

Величина среднего часового заработка за расчетный период составит 104 руб. 28 коп. (156 000 руб./1496 ч), а сумма среднего заработка за время военных сборов – 20 856 руб. (104 руб. 28 коп. × 200 ч).

Если призываемый на военные сборы сотрудник занят в организации, в которой установлена выплата районных коэффициентов и надбавок за стаж работы, администрация организации должна выдать до убытия справку о стаже работы в соответствующих местностях. О необходимости выдачи такой справки указано также на оборотной стороне извещения руководителю организации.

Выплата среднего заработка производится по прибытии работника с военных сборов и представления им справки военкомата об их продолжительности.

Понесенные организацией расходы по выплате среднего заработка подлежат возмещению по ее требованию военным комиссариатом, на основании повестки которого работник был освобожден от выполнения трудовых обязанностей.

Опять же, для возмещения понесенных расходов организация направляет в военный комиссариат письменное требование, счет на оплату, а также копии соответствующих первичных учетных  документов. В счете необходимо указать «возмещение расходов, понесенных в связи с призывом сотрудника (должность, ФИО.) на военные сборы на основании повестки военного комиссариата (№)».

Испрашиваемые к возмещению суммы должны быть подробны расшифрованы.

Это позволит ускорить процесс получения компенсации, так как военкомат может уточнять, что включено в состав возмещаемой суммы. В полной мере возмещению подлежат и начисленные на суммы среднего заработка суммы страховых взносов.

Налог на доходы с сумм среднего заработка удерживается. Однако опять же к возмещению необходимо предъявлять суммы среднего заработка, исчисленные до удержания с них налога на доходы физических лиц.

Несмотря на тот факт, что соответствующие суммы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета, начисленные сотрудникам суммы среднего заработка в соответствии с положениями п. 6 ст. 255 НК РФ уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. На это, в частности, указано в письме Минфина России от 11 ноября 2011 г. № 03-03-06/2/170. Однако в случае компенсации за счет средств бюджета указанных расходов полученные средства подлежат учету в составе внереализационных доходов организации.

Особенности приема на работу военнообязанных
Согласно общей норме, закрепленной в ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора претендент должен предъявить работодателю следующие документы:
– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
– трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
– страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
– документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
– документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Другие документы работодатель требовать не вправе. Исключение составляют случаи, особо оговоренные в ТК РФ, иных федеральных законах, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации.

Удостоверяющий личность документ, а также документ об образовании каждый из бывших военнослужащих и (или) военнообязанное лицо предъявить вполне могут. С другими документами дело обстоит сложнее.

Документы воинского учета рассматриваемая категория лиц иметь должна. Их отсутствие у лиц мужского пола может являться основанием для отказа в приеме на работу.

К документам воинского учета действующее законодательство относит удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для призывников), и военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета (для военнообязанных). Именно данные документы рассматриваются в качестве надлежащих Положением о воинском учете (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719).

Однако документы о воинском учете могут иметь также и лица женского пола. Возникает вопрос: каким образом определить, является тот или иной претендент на работу военнообязанным или подлежащим призыву или не является? Ответ на данный вопрос содержится в п. 30 того же Положения о воинском учете.

У принимаемых на работу сотрудников необходимо проверять наличие отметок в паспорте об их отношении к военной обязанности. В дополнение к этому необходимо испросить (даже при отсутствии отметок) наличие документов воинского учета. Особенно это актуально при приеме на работу лиц мужского пола. Еще более актуально в отношении лиц призывного возраста от 18 до 27 лет.

При предъявлении документов воинского учета ответственные за ведение воинского учета в организации должностные лица должны проверить их подлинность, подлинность записей в документах, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных cил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

Трудовую книжку, свидетельство ИНН и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования принимаемые на работу сотрудники могут и не иметь. При этом отсутствие данных документов не может рассматриваться в качестве основания для отказа в заключении трудового договора. В таком случае трудовую книжку и страховое свидетельство на принятого работника должна оформить администрация организации. На это указано в ч. 4 ст. 65 ТК РФ.

Трудовую книжку необходимо оформить не позднее недельного срока со дня приема на работу. Именно данный срок оговорен в п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225).

С учетом положений ч. 5 ст. 65 ТК РФ рекомендуется испросить у принимаемого на работу сотрудника письменное заявление с указанием в нем причины, по которой данное лицо просит об оформлении трудовой книжки. Такой причиной может являться «заключение трудового договора впервые».

Первой записью в разделе «Сведения о работе» оформляемой на бывших военнослужащих трудовой книжки должна быть запись о периоде военной и (или) приравненной к ней службы. Это следует из п. 21 тех же Правил ведения и хранения трудовых книжек. Правда, это актуально для тех случаев, если до поступления на военную службу сотрудник нигде не работал. Если свою трудовую деятельность он начал еще до армии, а трудовая книжка по каким-то причинам не оформлялась, то первой записью в оформляемой трудовой книжке может быть и период работы у других работодателей.

Запись о службе в Вооруженных силах приводится в следующем порядке:
– в графе 1 «№ записи» – порядковый номер записи раздела «Сведения о работе», если до этого бывший военнослужащий нигде не работал, «№ записи» будет первым («1»);
– в графе 2 «Дата» – дата оформления записи;
– в графе 3 «Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)» – в свободной форме запись о периоде прохождения военной службы (например, «Служба в Вооруженных cилах Российской Федерации с «___» _____ ____ г. по «___» ________ ____ г. »);
– в графе 4 «Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись» – реквизиты документа, на основании которого в трудовую книжка внесена запись о периоде прохождения военной службы (такими документами могут быть военный билет, справка военного комиссариата, выписка из приказа об увольнении и т. п.).

При внесении записи в трудовую книжку необходимо учитывать, что понятие «военная служба» значительно шире, чем понятие «Вооруженные силы».

В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек наряду с записью о времени военной службы в трудовой книжке должны указываться периоды времени службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе МЧС России, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах.

Военная служба исполняется в (во):
– Вооруженных силах Российской Федерации;
– внутренних войсках МВД России;
– войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти;
– службе внешней разведки Российской Федерации;
– органах федеральной службы безопасности;
– федеральном органе специальной связи и информации;
– федеральных органах государственной охраны;
– федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации;
– воинских подразделениях федеральной противопожарной службы;
– создаваемых на военное время специальных формированиях.

Таким образом, понятие «Вооруженные силы» по охвату уже, чем «военная служба». Исходя из ст. 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации.

Исходя из изложенного применять словосочетание «Вооруженные силы Российской Федерации» необходимо исключительно к службе в Министерстве обороны Российской Федерации. Более  оправданным представляется использование в оформляемой записи понятия «военная служба».

После внесения записи о периодах прохождения военной службы в трудовой книжке необходимо оформить запись о приеме на работу в организацию.

Пример 8
Предположим, что 14 октября 2013 г. организацией (ОАО «Стар») заключен трудовой договор с Ивановым П.С., 1973 года рождения, который до поступления работу проходил военную службу в период с 1 августа 1990 г. по 15 сентября 2013 г.

При приеме на работу предъявлен военный билет серии БГ № 567123.

Работник принят на работу с 14 октября 2013 г. на должность начальника отдела по защите информации. Приказ о приеме на работу от 14.10.2013 г. № 275-к.

Раздел «Сведения о работе» трудовой книжки должен быть оформлен в следующем порядке:

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляется работодателем при условии поступления на работу соответствующего лица впервые. Если согласно записям в трудовой книжке сотрудник до этого работал, свидетельство и (или) его дубликат (в случае утраты) им должны быть представлены.

Для оформления свидетельства при приеме на работу впервые администрация должна потребовать от работника оформления анкеты по форме № АДВ-1 «Анкета застрахованного лица», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 192п.

В течение двух недель с даты заключения трудового договора оформленная работником анкета должна быть передана администрацией организации в территориальный орган Пенсионного фонда для оформления страхового свидетельства.

Таковы требования п. 9 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н.

Особенности приема на альтернативную гражданскую службу
В случае приема на работу лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, с ними должен заключаться срочный трудовой договор на период такой службы у данного работодателя, указанный в сопроводительных документах военного комиссариата. На заключение именно срочного трудового договора указывают положения ст. 59 ТК РФ.

Порядок прохождения указанного вида службы определяется положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. № 256 «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы».

Рассматриваемый вид службы соответствующие граждане проходят в организациях и на должностях, перечни которых определяются Минздравсоцразвития России. На сегодняшний день соответствующие перечни утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 15 февраля 2011 г. № 135н «Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы» (в редакции изменений и дополнений).

Своему работодателю гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, должен предъявить следующие документы:
– предписание военного комиссариата (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 7 апреля 2005 г. № 261);
– паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;
– удостоверение гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу (форма  приведена в приложении № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 19 октября 2004 г. № 167);
– учетную карту гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу (форма приведена в приложении № 5 к приказу Минздравсоцразвития России от 19 октября 2004 г. № 167);
– проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;
– трудовую книжку (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые);
– страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);
– документы об образовании, квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);
– документы воинского учета.

В 3-дневный срок после заключения трудового договора работодатель должен уведомить об этом направивший этого гражданина для прохождения службы военкомат, военный комиссариат по месту прохождения альтернативной государственной службы, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке подведомственности.

Если трудовую книжку прибывший гражданин не имеет, она оформляется работодателем в общеустановленном порядке. Соответственно, через работодателя в общем порядке оформляется и получение страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, если оно отсутствует.

Сочетание стажа военной службы и периода прохождения военных сборов с другими стажами
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе  военнослужащих» (далее по тексту публики – Федеральный закон № 76-ФЗ) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета 1 день военной службы за 1 день работы. В свою очередь, время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указами Президента Российской Федерации) засчитывается в указанные стажи как 1 день военной службы за 2 дня работы.

В п. 5 ст. 23 того же Федерального закона № 76-ФЗ закреплено право граждан, уволенных с военной службы, на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, а также при предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы.

В отношении стажа для определения пособий по государственному социальному страхованию (страхового стажа), предусмотренные Федеральным законом № 76-ФЗ положения должны применяться в настоящее время с некоторыми особенностями.

Объясняется это тем, что при расчете пособий в наше время исходят не от показателя  непрерывного трудового стажа, а от страхового стажа.                                                        

С 1 января 2007 г. страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ) и приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г. № 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам».

Согласно п. 2.1 утвержденных Правил в страховой стаж для исчисления государственных пособий по социальному страхованию наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются также периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Таким образом, военная служба в страховой стаж включается. Периоды службы для зачета в рассматриваемый стаж подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Зачет периодов военной службы в стаж, учитываемый при расчете пособий, в льготном порядке (2 дня за 1 день службы по призыву) Федеральным законом № 255-ФЗ не предусмотрен.

Период прохождения военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (в том числе отдаленных), где установлена выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, засчитывается в трудовой стаж для получения процентных надбавок, установленных ст. 317 ТК РФ. Такое правило закреплено в п. 5 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ и постановлении Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда».

При этом соответствующие периоды службы засчитываются в трудовой стаж в календарном исчислении.

Статья 121 ТК РФ предусматривает также необходимость определения стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска. В этот стаж наравне со временем фактической (именно фактической, а не состояния в штате организации) работы включаются:
– время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;
– время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;
– период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине;
– время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.

Периоды военной службы в стаж для предоставления отпусков не включаются.

Периоды же прохождения военных сборов при предоставлении отпусков учитываются, то есть включаются в стаж работы.

Если период прохождения сборов придется на запланированный графиком на соответствующий год период оплачиваемого отпуска, отдых работника должен быть перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.

Также время военной службы засчитывается в непрерывный стаж работы, учитываемый при (п. 5 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ):
– выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет;
– выплате процентной надбавки к оплате труда;
– предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы.

В данном случае условием для того, что период службы был включен в непрерывный трудовой стаж, является продолжительность перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не более 1 года. Данное условие не подлежит применению в отношении ветеранов, исполнявших обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и граждан, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более.

Время военной службы всегда (независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу) засчитывается в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы.

Порядок замены сотрудника, проходящего военные сборы
Замена временно отсутствующего по причине прохождения военных сборов сотрудника может быть оформлена:
1) совмещением должности отсутствующего работника другим сотрудником того же структурного подразделения;
2) временным переводом на должность отсутствующего работника другого работника с  освобождением его от основной работы;
3) поручением выполняемых работ другому сотруднику учреждения на условиях внутреннего штатного совместительства;
4) заключением срочного трудового договора с новым сотрудником (при этом сроком окончания трудового договора необходимо считать выход основного работника на работу).

При этом все приведенные варианты необходимо вводить только на период отсутствия на работе основного сотрудника. Это необходимо оговаривать в приказе (распоряжении) администрации о совмещении должности (временном переводе) и (или) в трудовом договоре с соответствующим работником.

Дополнительные гарантии, предоставляемые бывшим военнослужащим
Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ уволенным с военной службы и членам их семей предоставляются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
– предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
– сохранение в течение 3 месяцев после увольнения с военной службы за гражданами,  работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву (в том числе за офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
– преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
– обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;
– предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности.

Одиноким матерям военнослужащих – граждан, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».