Взять займ Honey Money
Журнал "Заработная плата"
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Форум


Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»новинка

Новый журнал: «Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных»

 












Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N8 / 2004

Регулирование вопросов оплаты труда работников из числа руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров

Березкин И.В.,

Принятый с 1 февраля 2002 года новый Трудовой кодекс Российской Федерации впервые предусмотрел специальную норму, регулирующую вопросы оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.

Согласно статье 145 ТК РФ оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации — органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора. Однако при этом следует учитывать, что в отношении отдельных категорий лиц нормативными правовыми актами могут устанавливаться специальные правила регулирования оплаты труда (например, руководителей государственных унитарных предприятий).

В части бюджетных учреждений, финансируемых из федеральногобюджета, системы оплаты труда определяются постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровняхоплаты труда работников бюджетной сферы» (в редакции изменений и дополнений)или же Указами Президента Российской Федерации, регулирующими вопросы денежногосодержания лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Кпоследним нормативным актам, в частности, относятся Указы Президента РоссийскойФедерации от 9 апреля 1997 года № 309 «О денежном вознаграждении лиц,замещающих государственные должности Российской Федерации» (в редакцииизменений и дополнений), от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержаниифедеральных государственных служащих» (в редакции изменений и дополнений), от 6марта 1998 г. № 265 «О денежном содержании федеральных государственных служащихтерриториальных органов федеральных органов исполнительной власти,представительств Российской Федерации, представительств федеральных органовисполнительной власти и представительств государственных органов прифедеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатическихпредставительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратовфедеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации».

В настоящее время положения данных Указов ПрезидентаРоссийской Федерации применяются с учетом норм, изложенных в Указе от 10 апреля2004 г. № 519 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельныегосударственные должности Российской Федерации, и лиц, заменяющих отдельныегосударственные должности федеральной государственной службы».

Данным Указом, в частности, повышено в 2,1 раза денежноесодержание Президента Российской Федерации и Председателя Российской Федерации(соответственно составляет 132300 руб. и 105840 руб. в месяц). Кроме того,введена выплата ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающимгосударственные должности Российской Федерации, по соответствующим должностям.

Таким образом, в бюджетной сфере оплата труда работников изчисла руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров строитсяв зависимости от того, относятся они к числу лиц, замещающих государственныедолжности Российской Федерации, или же данным лицам присваивается соответствующийразряд согласно Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетныхучреждений.

Если лица из числа руководителей бюджетных учреждений, ихзаместителей и главных бухгалтеров являются федеральными государственнымислужащими, их денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок кдолжностному окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатическийранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, премий порезультатам работы.

Должностные оклады выплачиваются указанной категории лиц вразмерах, установленных в приложении № 3 к Указу Президента РоссийскойФедерации от 9 апреля 1997 г. № 310 (в редакции изменений и дополнений,последние из которых датированы 10 апреля 2004 г.).

Ежемесячная надбавка к должностному окладу заквалификационный разряд выплачивается в следующих размерах:

  • действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса — 800 руб.;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса — 750 руб.;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса — 700 руб.;
  • государственный советник Российской Федерации 1 класса — 650 руб.;
  • государственный советник Российской Федерации 2 класса — 600 руб.;
  • государственный советник Российской Федерации 3 класса — 550 руб.;
  • советник Российской Федерации 1 класса — 500 руб.;
  • советник Российской Федерации 2 класса — 450 руб.;
  • советник Российской Федерации 3 класса — 400 руб.;
  • советник государственной службы 1 класса — 375 руб.;
  • советник государственной службы 2 класса — 325 руб.;
  • советник государственной службы 3 класса — 300 руб.;
  • референт государственной службы 1 класса — 250 руб.;
  • референт государственной службы 2 класса — 225 руб.;
  • референт государственной службы 3 класса — 200 руб.

Также законодательно установлены размеры выплачиваемыхнадбавок за особые условия государственной службы и за выслугу лет.

Ежемесячная надбавка за особые условия государственной службысоставляет:

  • по высшим государственным должностям — в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;
  • по главным государственным должностям — в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;
  • по ведущим государственным должностям — в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;
  • по старшим государственным должностям — в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;
  • по младшим государственным должностям — в размере до 60 процентов должностного оклада.

Ежемесячная надбавка а выслугу лет к должностному окладу составляет:

  • при стаже государственной службы от 1 до 5 лет — 10 процентов;
  • от 5 лет до 10 лет — 15 процентов;
  • от 10 лет до 15 лет — 20 процентов;
  • свыше 15 лет — 30 процентов.

Премии выплачиваются по результатам деятельности федеральногогосударственного служащего и максимальным размерами не ограничивается.

Федеральным государственным служащим также выплачиваетсяматериальная помощь. Отдельным категориям федеральных государственных служащихУказами Президента Российской Федерации установлена выплата ежемесячных иежеквартальных денежных поощрений.

При установлении сотрудникамтех или иных выплат необходимо учитывать, что по каждой из выплат формируетсясоответствующий фонд. Всего при утверждении фондов оплаты труда для федеральныхгосударственных органов сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностныхокладов предусматриваются следующие средства на выплату (в расчете на год):

  • ежемесячной надбавки за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) — в размере 4 должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы — в размере 14 должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки за выслугу лет — в размере 3 должностных окладов;
  • премий по результатам работы — в размере 3 должностных окладов;
  • материальной помощи — в размере 2 должностных окладов.

Если по какому-либо из фондов по соответствующей выплатебудут допущено превышение, его допускается покрыть за счет фонда по другойвыплате, но в пределах общего фонда оплаты труда.

На тех же принципах и условиях строится оплата трудафедеральных государственных служащих территориальных органов федеральныхорганов исполнительной власти, что регулируется положениями Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 6 марта 1998 г. № 265.

Если оплата труда руководителей бюджетных учреждений строитсяна основе Единой тарифной сетки, то им в соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства РоссийскойФедерации от 14 октября 1992 г. № 785 устанавливается с 10 по 18 разрядыЕТС в зависимости от квалификационных требований, устанавливаемых МинтрудомРоссии по возглавляемому учреждению.

Должностной оклад руководителя учреждения, которомуустанавливается разряд ЕТС, определяется путем умножения тарифной ставки(оклада) первого разряда ЕТС на тарифный коэффициент.

Величинатарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС с 1 октября 2003 года составляет600 руб. (Федеральный закон от 1 октября 2003 г. № 128-ФЗ), атарифные коэффициенты ЕТС определены постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 2 октября 2003 года № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов)Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

Исходя из этого,должностные оклады руководителей бюджетных учреждений должны составлять (взависимости от установленного разряда):

  • 10 разряд — 1470 руб. (тарифный коэффициент 2,44);
  • 11 разряд — 1610 руб. (тарифный коэффициент 2,68);
  • 12 разряд — 1740 руб. (тарифный коэффициент 2,89);
  • 13 разряд — 1880 руб. (тарифный коэффициент 3,12);
  • 14 разряд — 2020 руб. (тарифный коэффициент 3,36);
  • 15 разряд — 2180 руб. (тарифный коэффициент 3,62);
  • 16 разряд — 2340 руб. (тарифный коэффициент 3,9);
  • 17 разряд — 2520 руб. (тарифный коэффициент 4,2);
  • 18 разряд — 2700 руб. (тарифный коэффициент 4,5).

ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 2 октября 2003 г. № 609также определено, что размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителяустанавливается на 1—2 разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующегоруководителя. Конкретный размер тарифной ставки определяется руководителемучреждения или другим руководителем (начальником) в пределах предоставленных имправ.

Если например,руководителю учреждения установлен 17 разряд и должностной оклад в размере 2520руб., то его заместителю может быть установлен 15 или 16 разряд исоответственно оклад составит 2180 руб. или 2340 руб.

Для того, чтобыустановить разряд руководителю учреждения необходимо воспользоватьсяквалификационными характеристиками по соответствующей должности, утвержденнымиМинтрудом России, а также определить к какой группе по оплате труда ЕТСотнесено учреждение.

Например, постановлениемМинтруда России от 29 января 2004 г. № 6 утверждены разряды оплаты труды Единойтарифной сетки по должностям работников центров стандартизации, метрологии исертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор.

Подолжности генерального директора (директора) центра стандартизации, метрологиии сертификации предусмотрен диапазон разрядов ЕТС с 16 по 18. При этом 16разряд устанавливается исходя из того, что при этом должны выполнятьсядолжностные обязанности генерального директора (директора) центра, отнесенногок III группе по оплате труда руководителей, 17 разряд — при отнесении центра коII группе по оплате труда руководителей, а 18 разряд — при отнесении центра к Iгруппе по оплате труда руководителей.

Отнесение того или иногоцентра стандартизации, метрологии и сертификации к соответствующей группе пооплате труда руководителей дополнительно регулируется нормативным актом,издаваемым соответствующим министерством (ведомством) по согласованию сМинтруда России, или иным другим принятым способом.

В дополнение квышеизложенному, постановлением Правительства Российской Федерации от 30декабря 2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работниковотдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачив области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства»определены условия оплаты труда работников отдельных органов Минобороны России,МВД России, Минюста России, МЧС России, ФСБ России, Госнаркоконтроля России,ГУСП Президента России, а также Спецстроя России.

Перечень органов и учреждений, на которые распространяютсяположения указанного постановления Правительства Российской Федерации,определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованиюс Минтрудом России.

Фактически нормы постановления № 1027 распространяются на теорганизации, штат которых не отнесен ни к государственным служащим, ни кучреждениям, содержащимся на Единой тарифной сетке.

Денежное содержание лиц из числа руководителей органов,оплачиваемых согласно рассматриваемому постановлению Правительства РоссийскойФедерации, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностногооклада, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения втруде и специальный режим работы (устанавливается в размере от 50 до 100процентов), ежемесячной надбавки за выслугу лет, а также премий по результатамработы и материальной помощи.

Ежемесячная надбавка за выслугу лет устанавливается в следующих размерах (в процентах от должностного оклада при стаже работы):

  • от 1 до 3 лет включительно — 10 процентов;
  • от 3 до 8 лет включительно — 15 процентов;
  • от 8 до 15 лет включительно — 20 процентов;
  • свыше 15 лет — 30 процентов.

При формировании фондов оплаты труда сверх средств,направляемых для выплаты должностных окладов, в них предусматриваются средствана выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достиженияв труде и специальный режим работы в размере 8,5 должностных окладов, навыплату ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 3 должностных окладов, навыплату премий по результатам работы в размере 3 должностных окладов и навыплату материальной помощи в размере 2 должностных окладов (все из расчета нагод).

Регулирование вопросов оплаты труда некоторыми другиминормативными актами осуществляется и в отношении некоторых других категорийработников бюджетных учреждений. Например, постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации от 23 января 2002 г. № 43 и от 26 ноября 1999 г. № 1301определены условия оплаты труда работников федеральных государственных архивов,включая работников указанных учреждений из числа руководителей, их заместителейи главных бухгалтеров.

Следует также учитывать, что во всех случаях к заработнойплате работников бюджетных учреждений (включая их руководителей, заместителей иглавных бухгалтеров) применяются районные коэффициенты, коэффициенты за работув пустынных, безводных местностях, коэффициенты за работу в высокогорныхрайонах, а также процентная надбавка к заработной плате за работу в районахКрайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах ВосточнойСибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации.

Вопросы оплаты труда лиц из числа руководителей государственныхи муниципальных унитарных предприятий строятся исходя из того, что всоответствии со статьей 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «Огосударственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества(в его качестве выступают как правило Минимущество России и профильноеминистерство (ведомство)) назначает на должность руководителя унитарногопредприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор всоответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудовогоправа нормативными правовыми актами.

Непосредственно условия оплаты труда руководителейгосударственных унитарных предприятий определены в постановлении ПравительстваРоссийской Федерации от 21 марта 1994 г. № 210 «Об условиях оплаты труда руководителейгосударственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров(контрактов)».

Исходя из положений указанного нормативного акта оплата трударуководителя государственного унитарного предприятия состоит из должностногооклада и доли от прибыли предприятия за вычетом платежей в бюджет. При этомразмер должностного оклада не должен быть менее 10-кратного минимальногоразмера заработной платы (в настоящее время не менее 6000 руб.).

Указанный состав оплаты труда руководителя унитарногопредприятия закрепляется в заключаемом с ним трудовом договоре, примерная формакоторого определена распоряжением Минимущества России от 11 декабря 2003 г. №6946-р «Об утверждении Примерного трудового договора с руководителемфедерального государственного унитарного предприятия».

Исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 210, должностной оклад руководителя устанавливается в зависимости от величины тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на предприятии, в установленной кратности в зависимости от списочной численности:

Списочная численность предприятия
(чел.)
Кратность к величине тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии
до 200 до 10
от 200 до 1 500 до 12
от 1 500 до 10 000 до 14
свыше 10 000 до 16

Должностной оклад определяется исходя из списочной численности работников на 1-е число месяца, в котором заключается контракт.

При изменении списочной численности работников предприятия всторону уменьшения в связи со снижением объемов производства из-занеплатежеспособности потребителей, конверсии и по другим объективным причинамконтракты с руководителями, в части размера должностного оклада могут непересматриваться.

Должностной оклад руководителю устанавливается органомисполнительной власти в фиксированной сумме, то есть в рублях. Повышение окладапроизводится одновременно с увеличением тарифных ставок на данном предприятииприменительно к порядку повышения (индексации) заработной платы, определенномуотраслевым (тарифным) соглашением.

Поскольку условия оплаты труда являются существенной инеотъемлемой частью контракта, повышение должностного оклада руководителяпредприятия должно производиться путем внесения соответствующего изменения(дополнения) в трудовой договор.

При установлении размера должностного оклада учитываетсясложность управления предприятием, его техническая оснащенность, объемыпроизводства продукции и прочее.

На предприятиях, где тарифные разряды не применяются и дляоплаты труда используются месячные оклады или ставки, должностной окладруководителя рассчитывается исходя из минимального должностного оклада рабочихили служащих, занятых в основной деятельности предприятия.

В сельском, лесном и водном хозяйстве, где тарифицируютсяработы, а разряды квалификации рабочим не присваиваются, расчет должностногооклада руководителя может производиться исходя из тарифной ставки минимальногоразряда основных работ (например, механизированных или работ в животноводстве).

Если на предприятии применяется бестарифная система, то дляустановления должностного оклада руководителя предприятия необходимо определитьфактическую квартальную заработную плату работников, входящих в первую (самуюнизшую) квалификационную группу. Квалификационный коэффициент этой группыравняется единице. Как правило, в эту группу входят все работники, имеющиепервый квалификационный разряд. Одновременно по табелю определяетсяотработанное время. Затем полученная сумма заработной платы делится наотработанное время. Исходя из полученной часовой (или дневной) заработной платыопределяется месячная ставка и на ее основе рассчитывается должностной окладруководителя.

В случае, когда по бестарифному принципу распределяется весьзаработок, следует определить примерный удельный вес премии в средствах наоплату труда и в зависимости от этого удельного веса рассчитать тарифнуюставку. Например, если доля премиальных выплат составляет 30 процентов, то длярасчета ставки 1 разряда фактическая заработная плата по первойквалификационной группе умножается на коэффициент 0,7, если доля премий равна40 процентов, то на коэффициент 0,6 и т.д.

Величина норматива вознаграждения зарезультаты финансово-хозяйственной деятельности определяется соответствующиморганом исполнительной власти при заключении с руководителем трудового договораи фиксируется в нем.

Норматив определяется как отношение 12месячных должностных окладов к сумме прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия за вычетом средств, направленных на потребление, за предшествующийкалендарный год.

Фактический размер вознаграждения определяется путемумножения на норматив суммы прибыли по балансу за расчетный период за вычетомиз нее налога на прибыль и средств, направленных на потребление.

Выплата вознаграждения может осуществляться по результатамработы за квартал или год. Возможны также и ежемесячные выплаты в виде аванса вразмерах, не превышающих в совокупности 50 процентов предполагаемой суммывознаграждения за расчетный период.

На предприятиях отдельных отраслей, по объективным причинамне имеющих прибыли и получающих дотации, в частности, в связи сцентрализованным регулированием цен на их продукцию, руководители могутпремироваться за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимостьпродукции. Конкретные условия согласовываются с Минтрудом России. Премированиеруководителей убыточных предприятий не предусматривается.

Условия оплаты труда заместителей руководителейгосударственного унитарного предприятия и главного бухгалтера предприятияопределяются соглашением между руководителем предприятия и указанными лицами, изакрепляются в трудовом договоре.

В коммерческих и иных организациях условия оплаты трудаработников из числа руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров,определяются соглашением сторон трудовых отношений, закрепляемом в трудовомдоговоре. В акционерных обществах, например, согласно Федеральному закону от 26декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции изменений идополнений) условия оплаты труда руководителя общества определяются согласнотрудовому договору, заключаемому от имени общества общим собранием акционеровлибо советом директоров (наблюдательным советом), если это отнесено к егокомпетенции.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».